top of page

Пеший поход по Приморью.

Обновлено: 10 окт. 2019 г.


1-9 ноября

Ноябрьские каникулы

Ноябрьские каникулы. Уже давно не лето. Но еще не зима. Как говорят в среде туристов – межсезонье. Самое время для совершения пешеходных учебных походов.

  • Не зима, но палаточное снаряжение берем зимнее: палатка «Зима», печка, – и живем, соответственно, все вместе в одной палатке (или в двух, если нас слишком много).

  • Не зима, нет низкой температуры, поэтому в такой поход нас идет много (ведь не каждый отважиться ходить в лыжные походы зимой) и есть возможность практиковаться, «набивать руку» на «зимнем» лагере (зимняя палатка, печка, дрова на печку, ночные дежурства около печки).

  • Не лето. Уже весьма прохладно, и мы не изнываем от жары, комаров и мошки, а как показывает практика, одежды в рюкзаках берем ещё меньше, чем летом. Не верите? Поверьте! Она в основном вся на нас, а купальники и прогулочные наряды не нужны.

  • Не лето. Но вода в реках и ручьях течет и это вносит определенные трудности. Переправляться приходиться через воду, температура которой близка к замерзанию. Для этого мы используем бахилы от общевойскового защитного комплекта (ОЗК) по одной паре на двоих.

Маршрут путешествия был выбран технически не сложный, но протяженный. В основном наше перемещение в пространстве должно было происходить по тропам и лесным дорогам. Но изначально запланированы километраж (порядка 100 км ) вызывал сомнения: пройдем ли мы столько за пять с половиной дней. При этом сразу, глядя на карту, была видна возможность несколько укоротить наш путь, срезав часть нашего пешеходного кольца. Что в конечном итоге и получилось и 100 км превратились в 65. Но это не страшно, да и вполне достаточно для юных туристов.

Каков же был наш маршрут? Хабаровск – ст. Угольная – пос. Екатериновка – пос. Золотая Долина – р. Ольга – падь Широкая – пер. Соломенный – р. Кривая – перевал – ключ Колхозный – р. Обручевка – Обручевские водопады – перевал – р. Прибрежная – бухта Краковка – р. Краковка – р. Прудиха – пос. Хмыловка – Партизанск – Владивосток – Хабаровск.

Кто же были участниками этого похода?

Взрослые: Верин-Галицкий Дмитрий Вячеславович, руководитель; Хименко Виталий Валерьевич; Рыбина Елена; Филипьева Юлия.

Дети: Романчук Алексей, 15 лет, МОУ СОШ № 32; Сысолетина Настя, 15 лет, МОУ СОШ № 32; Ненашев Никита, 13 лет, МОУ СОШ № 32; Войтов Иван, 14 лет, МОУ СОШ № 68; Сурнин Владислав, 13 лет, МОУ СОШ № 68.

Студенты: Никончук Надежда, 20 лет, ДВГАФК; Серебренникова Юлия, 19 лет, ДВГАФК; Вутто Евгений, 19 лет, ДВГАФК; Баскаков Евгений, 20 лет, ДВГАФК; Гелеверов Антон, 19 лет, ДВГАФК; Зелезнев Иван, 20 лет, ДВГАФК; Пурдик Дмитрий, 20 лет, ДВГАФК.

Разновозрастный состав – это очень хорошо. Потому что есть возможность друг у друга учиться. И поход наш учебно-тренировочный.

Организационно вся наша большая группа была поделена на две лагерно?независимые группы. Первая – взрослые и дети, вторая – студенты. Лагерная независимость – это когда у каждой группы свой дом (палатка), своё кухонное хозяйство, своя продуктовая раскладка, а соответственно своё независимо друг от друга приготовление пищи на своем бивачном костре. В студенческой группе сразу роль руководителя совершенно непроизвольно легла на Пурдика Дмитрия, и он вполне справился со своей задачей.

Почему было сделано это деление, ведь одной группой идти проще, и снаряжения общественного меньше, а значит и рюкзаки легче? Цели, прежде всего, педагогические. Девятнадцати–двадцатилетние студенты – это уже весьма взрослые дети и в состоянии самостоятельно существовать на маршруте без опеки взрослых. По маршруту идем вместе, а вот на лагерь встаем чуть поодаль друг от друга. При этом я всё же периодически посматриваю в сторону студенческого лагеря, а вечером, после ужина прихожу к ним в лагерь, немножко разговариваем, подводим итоги дня. Поход то учебный!

Для детей же увеличение нагрузки (снаряжение, лагерь, дежурства как по кухне, так и около печки ночью) тоже оправдано: в этом случае мы действительно чему-то учимся. И к ним, то есть к детям, особое внимание.

Кроме Романчука Алексея, трое мальчиков и одна девочка пошли в многодневный поход впервые. При этом их реакция на сам поход и всё, что в нем происходило, с первых же километров, была разной.

Настя Сысолетина. Никаких внешних проявлений, что она одна девочка среди наших детей, что ей тяжело, что она устаёт. Всё время впереди, на лагере постоянно в работе, что ни попросишь, всё делает. Она к нам в клуб пришла в середине сентября и сказала, что уже два года назад хотела прийти, но вот стеснялась.

Никита Ненашев. Добросовестный и серьезный мальчик. Самый младший среди нас. Всего лишь седьмой класс. Будет тяжело, но будет терпеть, никакого нытья. Как я говорю, ребенок из категории детей, которых надо брать за руку и вести за собой. Причем вести с удовольствием. У него очень хорошая нравственная база.

Войтов Иван и Сурнин Влад. Сомнений, что в поход надо идти, у них не было никаких. Правда, в их туристском опыте еще не было подобных походов. И они даже не представляли, что поход – это много километров по грязным и раскисшим лесным дорогам и тропам, а иногда и без них; что это броды через реки и ручьи; что это тяжелый рюкзак на плечах за спиной; что это пилка двуручной пилой и колка дров на печку вечером в темноте при свете фонарика. И первые дни я периодически слышал, что больше с нами они в поход не пойдут. Но по прошествии нескольких дней, когда мы шли по лесной тропе в сторону бухты Краковка и вот-вот должны были выйти к морю, я услышал следующее:

– Дмитрий Вячеславович, Вы говорили, что в конце похода я изменю свое отношение к нему, – произнес Иван, хотя, честно я не припоминаю таких своих слов. Наверное, они были, но в другом варианте. – Ну, что, изменили? – спросил я. – Изменили. Мне уже всё нравится, и я не хочу отсюда уезжать, – продолжил Иван. – Хорошо, но я же на вас ругаюсь, – улыбнулся я. – Так Вы же по делу ругаетесь, – ответил Влад.

Ну да, не по делу, вообще-то, не ругаюсь.

Иван и Влад типичные дворовые пацаны не самого примерного поведения, которые знают, что курить плохо, но всё равно курят. У которых, как я заметил, четко проявлен стойкий иммунитет к замечаниям взрослых, окрикам, упрекам. И не важно, по делу они, или не по делу. Постояли, послушали, и никаких особых переживаний при этом. Очень адаптированные дети!

И таких надо брать за руку и вести. И результат тоже будет.

Ну, а на то, что не хочется отсюда уезжать, я Владу и Ване сказал, что надо готовиться к мартовскому лыжному походу. Но там всё будет серьезнее. И красивей конечно, потому что там будут горы под снегом. Посмотрим, может, что из этого и получится.

Ну, а теперь несколько слов о самом старшем нашем ребенке – Алексее Романчуке . Прошло всего два года, как в осеннем походе он был одним из самых младших, а тут уже по классу в школе самый старший (одиннадцатый класс как никак), и самый опытный. Много за эти два года всякого было. Ну, было и было. А сегодня он первый в наших туристских делах мой помощник, да и не только туристских. Жалко, что это последний в его жизни год в школе. Очень радует, что он всегда впереди, правда иногда его приходиться притормаживать. И не только на маршруте, вообще притормаживать. Но на это он реагирует вполне спокойно. Всё-таки уже весьма взрослый.

Итак, наш поход. Наверное, нет смысла описывать хронологию всех событий похода. Затронем лишь, моменты психологического плана.

То, что одними воспринимается как «норма», другим кажется «сложным и тяжелым». К концу первого нашего «пешеходного» дня, выяснилось, что Иван и Влад уже зареклись, что больше они в такие походы не пойдут: рюкзак тяжелый, ботинки набивают ступни, ноги и спина «гудят». Совершенно спокойно отношусь к такому нытью: отступать некуда, идем только вперед. День, два, три… там посмотрим.

Место для первого нашего походного лагеря выбрали не самое удачное. Сколько не бродили по округе в поисках сушин для печки, ничего не нашли. Точнее «студенты» небольшой стволик нашли и хоть немного, но какие-то дрова у них на ночь были. А вот детско-взрослую палатку ждала «холодная» ночевка. Нет, конечно, ничего страшного нет, температура не та, чтобы паниковать. Ноль градусов, или даже минус два, это не очень низкая температура. В одежде и спальнике спать можно. Как потом оказалось, то и особо-то и не подмерзали. Лишь поближе прижимались друг к другу.

К обеду второго дня вышли, перевалив перевал Соломенный на пасеку. Солнце светит и вроде бы ничего не предвещает ненастья. Правда дует очень неприятный ветер. А вот к половине пятого, когда мы поднимались по лесной дороге вверх вдоль реки Кривая, вдруг стало темно. Тут мы обратили внимание, что окрестные сопки скрылись в темных облаках. В конце концов пошел сильный снег. Он хоть и не долго шел, минут тридцать–сорок но успел сделать всё вокруг белым. Ноги мокрые, одежда мокрая. Так как в шесть вечера уже практически темно, то останавливаться на ночлег надо заблаговременно. Вот мы к половине шестого и определились с местом, от которого на следующий день мы должны идти в сторону перевала. Хоть и идти по лесной дороге, но ведь на ПЕРЕВАЛ! То есть вверх. С дровами здесь проще, чем накануне. Они есть. И для костра, и сушина для палатки. «Студенты» встают неподалеку. Ни мы им, ни они нам не мешают, но при этом находятся у меня в поле зрения.

Хотя и темнеет рано, но ведь еще не поздно. Поэтому, пока ставим палатку, готовим дрова и выполняем все хозяйственные работы – кипятим воду для чая. Около семи часов пьем чай с припасами, что наэкономили с завтрака, обеда и тем, что у нас есть неучтенного. Обсуждаем прошедший день. Снег уже закончил идти даже слабый. Но ноги от этого суше не стали. После чая дежурные занимаются ужином. Все же остальные пилят ствол сушины на чурки, а мы с Ваней колем дрова на печку. Дети наши молодцы. Не киснут. У всех настроение очень хорошее.

За день несколько раз замечал, что Ваня с Владом как-то надолго отлучались. Догадываюсь, что исчезают покурить, но за руку пока не поймал.

Утром третьего дня (4 ноября 2008 года) в 9.00 выходим в сторону перевала. Подъем не очень длинный. Минут через тридцать мы наверху. Немножко отдыхаем и начинаем спуск в сторону ключа Колхозного. Вообще-то полагаем, что спускаемся в ключ Обручевка. Потом уже рзобрались, когда отошли чуть дальше, используя навигатор GPS , что мы не совсем там. Ну да не беда, Колхозный впадает в Обручевку. Идем по охотничьей едва уловимой тропе. Немножко растянулись по тропе, я с Леной Рыбиной идем последними. «Студенты», а именно они идут первыми знают, что через сорок минут от начала движения надо останавливаться и мы собираемся все вместе. Минут пятнадцать отдыхаем и дальше в путь.

Во время этого утреннего перехода Юля Филипьева прямехонько по тропе выходит на Влада с Ваней, которые присели на тропе… покурить. Ну, наглецы! Юля взрослый человек, и, что вполне естественно, сказала мне, когда я её догнал об этом. Во время обеда состоялся очень серьезный разговор руководителя (то есть меня) в присутствии всех остальных участников похода с ребятами. Очень серьезный разговор. Приводить его содержание здесь не будем, но то что он состоялся, что ребята в очередной раз услышали отношение курению взрослых, взрослых, которые здесь с ними рядом, которые ходят в спортивные походы, к которым они за эти несколько дней немного уже, но привязались. Крайне негативное отношение к тому, что это происходит здесь и сейчас в нашем небольшом коллективе.

Мы не волшебники, и сделать так, чтобы дворовые мальчишки вдруг раз… и бросили курить, невозможно. Но что возможно от нас, делаем.

Утром четвертого дня выходим радиальным выходом к Обручевским водопадам. Около часа идем к ним, столько же назад. И на них – около сорока минут. Слов нет красиво! фотографируемся в самых разных ракурсах. Эти водопады находятся выше от устья Колхозного ключа по Обручевке.

По возвращении к своему биваку, немножко отдыхаем и снова под рюкзаки. Спускаемся около полутора километров вниз по Обручевке и уходим в сторону перевала, от которого уже будем спускаться к морю. Если вдоль Обручевки какие-то тропы и были, то здесь уже путь только свой. Снега уже практически нигде не осталось. Местами под ногами раскисшая зелмя, да так, что ноги тонут сантиметров на 10-15. А местами ничего, идти можно. На перевале определяем по навигатору место точного своего положения. Привязываем его к карте. Все по плану. Спускаемся в долину ключа, вдоль которого идет хорошая тропа в сторону бухты Краковки.

На пятый день с утра, когда мы уже шли под рюкзаками вдоль реки Прибрежная, и состоялся то разговор с Владом и Ваней о том, что им уже всё нравиться, который описан выше. В одиннадцать часов выходим в бухту Краковка. Причем выходим на какую-то охраняемую территорию с «крутыми» коттеджами на берегу. Нас «вылавливают охранники» со «стволами» и выводят за территорию.

Море!!! Песочек под ногами белый-белый. Фотографируемся с флагом «Грани». У меня такое ощущение, что с 29 августа (когда мы уезжали с бухты Сивуч) до 6 ноября (когда мы пришли к морю) образовалась временная дыра и мы никуда не уезжали.

Минут сорок бродим по берегу. А потом снова под рюкзаки и в путь. Дальше нам идти только грунтовыми дорогами. Около часу дня встаем на обед. Отдыхаем. Наши ребята уже привыкли к этому походному ритму, своим походным обязанностям. Не перестаю любоваться на Настю. Третий год учу в школе эту девочку, а тут она просто раскрылась. Столько в ней энергии человеческой! Она всегда впереди. А на лагере всегда при деле. Ей особо и говорить то ничего не надо. Она всё знает итак. Вот так бывает.

После обеда идем не больше часу и снова выходим на берег. И снова место потрясающее. Смотрим карту, торопиться нам особо некуда. Если сейчас встанем лагерем здесь, то завтра мы совершенно спокойно часам к четырем выйдем к поселку Хмыловка. От которого нам уже уезжать в Партизанск к поезду. Решаем: сегодня остаемся здесь. Находим место на взгорке, так чтобы море и вся бухта были хорошо видны от нашего костра. Не спеша ставим лагерь, пьем чай, гуляем, ужинаем. После ужина немножко поем.

Следует отметить, что после первой холодной ночевки, все остальные наши ночевки были теплыми с дровами и горячей печкой. Правда, иногда некоторые нерадивые дежурные просыпали, а потом тренировались в растопке печки.

Шестой день ознаменовался бодрым марш-броском к поселку Хмыловка. Около пятнадцати километров. Но ведь по дороге, хотя и не асфальтированной. Можно было прийти в поселок часам к двум, но в двенадцать встаем на двух с половиной часовой обед. Поход же у нас учебно-тренировочный и совершенно ни к чему терять возможность потренироваться. Пусть это будет приготовление обеда, но ведь этому тоже учиться надо. А учиться таким вещам можно лишь банальной тренировкой.

В начале пятого в паре километров от Хмыловки встаем на обед. Зачем нам в сам поселок? Ночное общение с местным нетрезвым населением нам совершенно ни к чему, а два километра по дороге можно с утра пройти весьма быстро.

… До Партизанска на автобусе. Из Партизанска во Владивосток – на электричке. И во Владивостоке мы еще успели с детьми погулять. Сходили на набережную к подводной лодке С-56 и к катеру «Красный вымпел», увидели большие военные корабли. Это очень важно для наших хабаровских детей оказаться здесь – посмотреть на базу Тихоокеанского военного флота.

9 ноября в одиннадцать часов дня мы в Хабаровске. Поход закончен.

В завершении хочется сказать, что та программа, которую я планировал в учебных целях была выполнена. Я остался доволен и нашими детьми и студентами. Будем готовиться к мартовскому лыжному походу.

С фотоотчетом о походе вы можете познакомиться здесь http://school32.edu.27.ru/argo-foto/p6aa1.html

.

151 просмотр0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page