10 лет Центру "Грань"

Обновлено: 10 окт. 2019 г.

10 лет – много или мало?

А вот так - раз… и пролетело 10 лет. Кажется, как одно мгновение, но если начать вспоминать, сколько всего натворили, где побывали, чего достигли, так не хватит и 10 лет, чтобы рассказать. А потому не буду углубляться, вспомню лишь основную стихию Центра «Грань» – бурную воду и наши с ней отношения за прошедший миг, миг в 10 лет.

Наш первый водный поход был на речку Туюн в 1999 году. Первое всегда впечатляет по максимуму. Юрий Витальевич Тулупов и Эдуард Николаевич Швыдкин (участники похода и учредители Центра «Грань») и сегодня вспоминают этот поход как лучшее впечатление в их жизни. Смотришь видеозапись того похода, какие все молодые, в особенности Костя Немчин, которому всего-то 12 лет, и голосок такой, что смех разбирает, вот что такое 10 лет.

2000 год. Первый поход по реке Амур до озера Болонь, в составе 7-ми детских домов города Хабаровска и училища №31. Каждая команда из 6 человек шла на своем катамаране. Вот и натерпелись мы от встречного ветра. Из 300 км около 40-ка прошли пешком, почему? Да потому, что уносило вверх по течению, даже если гребешь изо всех сил. Второе путешествие в 2000 году по реке Верхний Мельгин. Самое насыщенное по различным походным ситуациям путешествие, и от того самое обучающее. Первая пешка в 40 км по болотам – с 10 кг сала в ведре и ящиком печенья. Укус осы, от которого у одного из братьев Семенчуковых начался отек Квинке, последствия которого под руководством доктора Виталича локализовали Вовка Распопин и Костя Немчин. Рубленая рана Ваньки Амосова, как раз в тот момент, как мы все учились ставить сами себе уколы (витамин В). Ване пришлось ставить себе укол баралгина. Ночное наводнение (вода поднялась на 2 метра ) и перестановка лагеря под дождем, а под утро качающиеся на воде, привязанные к кустам катамараны и наказанные разгулявшейся стихией лентяи, раскидавшие свои вещи вечером вдоль берега. Перевернувшиеся один за другим два катамарана и «поварившийся» в бочке Коля Семенчуков. А еще, помнится, это был год дракона и на небе, на закате дня, был нарисован облаками настоящий дракон, прям как в сказке. И ох еще как много всего.

2001 год. Традиционный поход по р. Амур , кстати, как и первый, с раздачей медикаментов (от Химфармзавода) в прибрежных селах бабушкам и дедушкам, а еще к нам для участия в этой экспедиции приехали команды из Петропавловска-Камчатского и детского дома №2 г.Уссурийска. Второй же поход этого года, по реке Олдонсо(Южная Якутия), был самым экстремальным и трудоемким как в физическом, так и в психологическом плане. 100 км пешком, затем еще 20 км пешком с катамаранами по высокогорным озерам, а затем сплав 100 км с рукодельем. Приходилось ночами до 4 - 5 утра шить порванные суда, как, собственно, очень часто и днем, а, вдобавок ко всему, еще пришлось выходить с маршрута 10 дней на подножном корму, так как наша группа поддержки попала в не меньшие передряги, проплыв ниже места встречи (стрелка реки Олдонсо и Олекма) на 150 км . Себя тем самым, на все время похода, превратив в бурлаков, а мне прибавив немало седых волос.

2002 год. Традиционный сплав по Амур у «От сердца к сердцу» с раздачей медикаментов в прибрежных селах. Связка рек Акишма-Нимакан с пешим переходом 35 км по р. Агдони – наша первая «пятерка». Мне вспоминается отказ ребят идти в Нимаканский порог (5+). На что я сказал, что придется возвращаться сюда на следующий год и преодолевать свой страх, а иначе дальше расти не получится и, вдобавок, решил показать прохождение порога самосплавом, чтобы поднять боевой дух команды. Команда пожалела своего тренера и взяла вселяющий страх порог. А еще помнится рыбалка на огромных (по килограмму каждый) хариусов в метре от берега, в собранной от наводнения пене.

2003 год. Первое участие в Чемпионате Дальнего востока Кема-Ралли. Дорожный экстрим – переворот на перевале нашего грузовика с Вовой Ремизовым и Леной Подугольниковой. Трехкратное боковое сальто груженого автомобиля с горы остановили три березки, слава и хвала им и Всевышнему. Здоровья и долгих лет жизни участникам экстрима. И все же мы добрались оставшиеся 400 км до Кемы и заняли – 4-ое общекомандное место.

Детский поход по реке Яурин, заменивший традиционный Амур.

Со старшими был поход впервые за пределы Дальнего Востока, на речку Китой . Шли в «Пятерку», а попали в «Шестерку». Такое наводнение бывает раз в пять лет, мы его и застали. Самым экстремальным было прохождение нижней части ущелья Моткиных Щек от 64 порога. Начиная с 73-го порога и до конца ущелья (примерно 5 км ) все шли на перевернутых судах. Потеряли Оксанку, искали 6 часов. И снова хвала богам. Нашли. Многим группам, следовавшим за нами, повезло меньше. (6-ка, Кара Аллаха – Ак Аллаха – Аргут – Катунь , Алтай)

2004 год. С этого года мы захватили первенство на Чемпионате Дальнего Востока Кема -Ралли и вот уже 5 лет занимаем лишь 1-е места.

Яурин на каяках и катамаранах с младшими. А основной поход на обалденную Саянскую речку Жом-Болок и Оку , с радиальным 200-километровым выходом по вулканам и источникам до пика Топографов и обратно. Здесь тоже присутствует каяк. Масса впечатлений, масса удовольствий, а в итоге супер-видео-ролик о походе. А еще был сплав 5 к.с. по реке Чаткал, Тянь-Шань.

2005 год. Начало отсчета развития гребного слалома в Хабаровском крае как отдельного вида спорта. Кема -ралли – 1 место. Спартакиада России (учащихся) в г.Новогорном Челябинской области. Выглядело это действо как смех и грех, но это был первый шаг на пути освоения гребного слалома. Детский поход по реке Яуринна каяках. Основной поход по реке Урик (Восточные Саяны) с каяком. Сплав 6-ка по реке Чорох, Турция).

2006 год. Кема -ралли – 1 место. Спортивные сборы на реке Гобили . Спартакиада России (студенческая) в городе Волгодонске, посещение командой города Сочи и речки Мзымты. И сразу со спартакиады переезд в Новосибирск в первую «Шестерку» - Карагем-Аргут (с каяком, потерянным в пороге «Водопад Сапожникова»). Круто. А в сентябре мы приняли участие в первенстве и чемпионате России по гребному слалому на Алтае на реке Катунь . Это был настоящий экстрим для наших неопытных детей, ведь порог был с мощными бочками, валами и уловами 3-4 категории сложности. А еще была 6-ка в Саянах, река Уда.

2007 год. Кема -Ралли – 1 место. Спартакиада России по гребному слалому (учащихся) в г.Тюмень. 2 место среди субъектов РФ - это достижение тренерской работы, энтузиазма и поддержки наших попечителей. Поход 6 категории сложности по реке Чулышман (Горный Алтай). Ощущения классные, особенно от прохождения водопадов «Чертов мост» и «Три Вовы». Сплав 5-ка с элементами 6-ки, Таджикистан, река Матча (Зировшан).

2008 год. Кема -Ралли – 1 место. Река Сема , Алтай – участие во всероссийских соревнованиях по гребному слалому, река Снежная (восточные Саяны). Первенство России по гребному слалому в г.Тюмень. Словом, 2008 год уже можно подробно посмотреть в событиях на нашем сайте.

Вот маленькие вехи наших водных баталий. В списке нет краевых соревнований, на которых мы также занимали лишь первые места, открытий и закрытий сезонов и много еще чего.

В честь 10-летия мы испекли торт от «Сладкой жизни», который ликвидировали на собрании туристов-водников города Хабаровска.