Поход по Приморью

Обновлено: 24 сент. 2019 г.

30 октября - 7 ноября

Что-то было в этом походе необъяснимое…

От наших массовых осенних походов, ну когда одновременно в одном походе несколько групп, в которых много человек разного уровня подготовки, начинаешь со временем уставать. Хочется похода такого, чтобы пусть и в минимальные сроки (всего неделя школьных каникул), но чтобы всё было всего по максимуму. Чтобы упахавшись днём, вечером у костра вытянув к нему ноги и привалившись спиной к дереву, испытывать блаженство спортивной усталости. Но при этом чтобы и все кто рядом тоже были в восторге от происходящего, а не кривились от того, что кого-то "опять набрали по объявлению..." (это о тех, кто еле тащится и сильно тормозит группу).

Осенний проход для нас – это детский поход. Потому что в нём участвуют наши юные туристы. И те, кто чуть старше – студенты, они ведь тоже юные туристы. Ну и те, кто чуть старше студентов. Детский по названию, но не по сложности. По трудности, как раз-то всё по-взрослому.

Маршрутом этого года стал видоизмененный вариант маршрута запланированного, но не пройденного по разным причинам в прошлом году, по северной части Партизанскго хребта. Ну и конечно, как это иногда бывает, волею случая, уже на маршруте узнаём от встреченных нами туристов об Алексеевском водопаде, и несколько изменяем маршрут. Ведь нужно посещать интересные памятники природы? Посетили. Не пожалели. Вот что у нас в конечном итоге получилось: Хабаровск – ст. Угольная – Партизанск – пос. Монакино – р. Поворотная – траверс Партизанского хребта (г. Поперечная ( 1533 м ) – г. Поворотная ( 1448 м ) – г. Крутая ( 1657,6 м ) – г. Ольховая ( 1669,3 м )) – кл. Ольховый – р. Алексеевка – кл. Падюшка – Алексеевский водопад – траверс Пратизанского хребта ( 3 км , высота 1200 м ) – кл. Кедровка – а/д Беневское-Лазо – пос. Лазо – Партизанск – Владивосток – Хабаровск.

Наверное нет смысла детально рассказывать всю хронологию похода. Остановимся лишь на некоторых памятных моментах.

Вверх по реке Поворотной

...Увлекшись хорошей лесной дорогой, соответственно забыв, что надо хотя бы иногда смотреть в карту, на два километра вдоль ключа Крутой уходим в сторону от нашего направления вдоль Поворотной. По этому ключу проложена весьма приличная дорога на деляну лесорубов. Почувствовали, что не туда идём по тому, что как-то вот круто вверх стала забирать наша дорога. Включаем волшебный приборчик (GPS-навигатор). Так и есть, надо возвращаться к своей Поворотной речке. Ладно, мы это сделаем завтра, а сейчас встаём на ночёвку прямо на одной из лесорубных полян.

Туристы мы настоящие, ещё и спортивные, поэтому назад по дороге мы не возвращаемся, а берем грубый азимут и карабкаемся сначала вверх по склону, а потом ключом параллельным Крутому сваливаемся к Поворотной. Чего по дорогам ходить?!

Перед походом Виталик внимательно изучал в Интернете погоду на дни похода. Прогноз радужный: солнце, тепло, а осадки лишь один раз, да и то ночью. В день заезда действительно всё так. А вот уже на утро после первой ночёвки обнаруживаем на небе перистые облака. Так-так-так... А мы то старые туристы, и знаем, к чему бывают такие облака. К вечеру небо стало серым.

Ночью что-то сильно стучало по крыше палатки. Снег вроде так стучать не должен. Для дождя холодно... Утром выяснили – это град. Утром на небе всё серо, по верхушкам деревьев ветер, и ка-а-ак-то не особенно уютно. Бр-р-р... Выходим в девять и весьма быстро подходим к началу нашего подъёма на хребет. Пройдя метров двести подъёма раздеваемся, снимаем лишнюю одежду. Дальше на протяжении двух-трёх часов нам предстоит идти только вверх, карабкаясь по склону 30-45 градусов среди камней, кустов, деревьев и сучков от деревьев торчащих в стороны от самих деревьев.

Траверс хребта

К часу дня поднялись на хребет. Ветер очень сильный. Снег колючий. Надо где-то воткнуться, чтобы отдохнуть и пообедать. Там дальше посмотрим, пойдем на гору Поперечная или сразу двинемся траверсом по хребту в сторону Ольховой. Под ногами хоть и снег, но чтобы набрать его для приготовления еды всё же надо приложить некоторые усилия – пока ещё котлом его не зачерпнёшь и приходиться искать места, где его надуто побольше. Но... наши гонцы золотые пятки собирают его по окрестностям. Что неприятного от костра на склоне и на ветру, так это то, что костёр всё время направляет своё пламя куда угодно, но только не под котёл. Кружит, кружит, а мы следом за ним кружим котёл, двигая его за тросик, на котором он висит.

Сало, хлеб, горячий суп... После обеда Дмитрий Сергеевич (замполит, представитель отдела по делам молодёжи города Хабаровска, вот такие даже участники у нас бывают ) и Саша Кандауров остаются поддерживать огонь, а все остальные отправляются к первой вершине похода горе Поперечная.

Поднялись мы к ней буквально минут за пятнадцать-двадцать. На верху геодезический знак и пронизывающий ветер со снегом. Быстро-быстро фотографируемся и вниз к костру. Нашему быстрому появлению ребята были весьма удивлены. Пьём чай и выходим. Видимость плохая. Стараемся не растягиваться. Елки вокруг просто потрясающие – все в снегу. Иду первым, низко пригибаясь и пролезая под ветки, сбрасывая на себя снег. Мне то ладно, у меня рост не большой, правда к рюкзаку гитара привязана, которая периодически цепляется за сучья. А вот следом идут Семен, Паша, Стас, рост которых поболе моего будет и им мои проныры под ветки слишком замечательными не кажутся. Периодически приходиться прорываться через очень густой лес, опуская глаза и прикрывая их козырьками, шапками, руками. Дело в том, что рыскать в поисках легко проходимых мест не особенно позволяет обстановка. Направление держим по хребту и сильно от гребня уходить в сторону при плохой видимости ни к чему, можно просто потерять направление и уйти на один из отрогов.

К половине шестого находим вполне приличное место: открытое седло гребня, желтая трава частично прикрытая снегом, рядом лес еловый. К сожалению лес этот с наветреной стороны и уклон градусов двадцать и площадок под палатку "Зима" в лесу нет. С подветреной стороны хребта лес тоже есть, но вот только уклон там градусов шестьдесят. Пытаемся найти хоть какое-то близкое к горизонтальному место под палатку. Увы, ничего нет. Кстати и сушин на дрова в печку тоже нет. Одни ёлки кругом, а вот сушин нет. Но и дальше идти уже нельзя – вот-вот станет темно. Распределяемся по работам. Две главных задачи: сделать настил, чтобы спать не особенно сползая ногами в печку, и насобирать и наломать сухих веток для печки. Топливо прямо скажем для печки плохое, но другого всё равно нет. К половине девятого всё это мы сделали и забрались в палатку ужинать. Ветер не утих, снег тоже. Ветер и плохие дрова – наше утешение, что в палатку вода от растаявшего снега на скатах не потечет, жары не будет, а снег с крыши будет сдуваться. Правда, вход расположен как раз навстречу ветру. Чуть его развязал и палатка мгновенно наполняется холодным воздухом как купол парашюта. Поэтому всем строгий наказ: ночью из палатки не вылезать!!!

К утру ветер не стих, но потихоньку-потихоньку к половине десятого над головой облака ветром растащило. И вот тут мы увидели, что попали в настоящую сказку. С одной стороны хребта белый-белый лес, причём снег лежит не на лапах елей сверху, а вдут между иголками и утрамбован. Не часто такое увидишь. А с подветреной стороны, там, где крутой склон, внизу снега совсем нет. И до самого горизонта снега нет. А у нас он и под ногами, и над головой.

Позади вершины Поворотная, Крутая. На подходе к Ольховой на седловине хребта на краю лесной зоны, с того места где начнём спуск, оставляем рюкзаки. На Ольховую поднялись к половине четвертого. Ветер очень сильный. На одной вершине стоит православный крест, на главной вершине геодезический знак. С наветреной стороны снег на камнях как будто белый хрусталь (уж не знаю, бывает ли такой, но очень красиво). Быстро фотографируемся. Здесь долго не посидидишь, ветер пронизывает, тепло уходит. И это вего лишь начало ноября в Южном Приморье. Ну, высота правда 1669 метров .

Алексеевский водопад и вырубки советских времен

Ольховая была вчера. Вышли к лесной дороге, опять увлекаемся ей и разговорами о том о сём и опять на два километра уходим в сторону от нашего направления, потому что стоим, моложе карты и её на этой карте нет. Поняв, что идём не туда, поворачиваем. И тут навстречу нам два джипа. Дежурные вопросы: откуда и куда, – и тут мы узнаём, что вообще эта дорога идёт почти под гору Лысая, на которой мы были в прошлом году. А совсем неподалёку от этого места есть Красивый водопад, который называется Алексеевским. На гору нам не надо, а вот водопад посмотреть стоит. Маршрут переиграть и выйти на хребет чуть в другом месте от запланированного возможно, а там на хребте как пойдётся. Не успеем выйти к истоку ключа Медвежьего, так начнём спускаться по ключу Кедровка. В любом случеа выйдем к долине реки Киевка и к дороге, по которой нам выходить к посёлку Лазо. На том и останавливаемся.

Водопад меня не то чтобы покорил, но понравился. Достаточно высокий, снег среди камней вносит свой антураж. Мальчишки сразу разбежались по тропкам ведущим наверх к площадке отрыва воды. Виталик фотографирует падающую воду с разных ракурсов и с разными выдержками. У него новая камера и он экспериментирует с ней. Классно, значит фотографии будут хорошие

От водопада, пройдя немного вдоль ключа, начинаем забирать в сторону хребта и нашего направления. Вверх по ключу в сторону Лысой нам идти не нужно. Определившись с направлением подъема и понимая, что дальше нормальной воды для обеда мы можем долго не увидеть останавливаемся.

Когда вышли на хребет с огорчением обнаружили, что на западном склоне много вырубок, которые по нашим прикидкам еще с советских времен. Восточный склон хребта хороший еловый лес, но очень круто. Они конечно и малиновыми кустарниками позарастали, а местами и подлеском. Пространство вроде открытое, но скорость быстрее от этого не становится. При этом как-то всё легко и совершенно непринужденно всё происходит, знаете, после всего, что происходит в нашем образовании, просто отдыхаю.

А вот западный – сплошные вырубки. Идем прямо по гребню, сменяя поля вырубок на рёлки елового леса.

Всё таки мы не успели дойти по хребту до истока ключа Медвежьего. Времени не хватило. Спускаемся к истоку ключа Кедровка. Но склоны здесь... Скажу прямо, стоя спать мы пока не умеем, поэтому надо быстро-быстро валить вниз. Но быстро ведь тоже не получится. Как вышли в русло, узкое и каменное, делимся на две группы: старших, опытных и быстрых отправляю вперед вдоль ключа в поисках места под лагерь (палатка то у нас зимняя 4 метра в радиусе, её где-то ставить надо), а сам с замполитом и самым младшим Сашей-семиклассником потихоньку идём следом.

Идеального места ребята не нашли, но в какой-то момент остановились и поняли, что 300 метров выше было место лучше и вернулись. Я с моими скороходами подошел к авангардной группе, когда уже костер горел, дрова собирались, а место под палатку планировалось. Именно планировалось и понималось, как вообще на таком склоне можно будет поставить "Зиму". Но, в конце концов, побегав по лесу и пособирав палки, сучья и лапник мы смогли сделать очень приличный настил, на котором даже ни у кого ночью не возникло потребности куда-то скатиться! И печка встала куда надо. Да всё классно получилось!!! В каких только ракурсах Виталик не фотографировал эту постановку палатки, как только участники этой процедуры не позировали! Ну почему бы не попозировать, если всё так здорово!

Немножко грустно, когда заканчивается хороший поход

Последний ходовой день очень простой по своему сценарию: Спуститься по Кедровке к дороге Лазо-Беневское и подойти как можно ближе к Лазо. Просто по сценарию, но не просто по протяженности. Это около двадцати километров. После одного из привалов, когда вышли с него, оказалось, что я иду один. О чем-то своем задумался, а мои туристы дружненько упылили куда-то вперед. Долина уже широкая и чтобы не растеряться надо держаться реки, что я и сделал. Пройдя минут сорок и понимая, что мы не можем сильно далеко уйти друг от друга, начинаю свистеть и кричать. Тишина. Пройдя еще минуть пять выхожу к лесной дороге, которая в пятидесяти метрах от меня справа заканчивается (или наоборот начинается ), а в двадцати метрах слева от меня уходит бродом на другую сторону Кедровки. Туристов моих нет. Сбрасываю рюкзак и снова начинаю кричать-свистеть. В какой-то момент вдалеке услышал свист. И свист этот с той стороны, откуда я пришел. Так, так, так... Так значит я их обогнал. А ведь шел совершенно не быстро. Ну, так и есть. Через несколько минут прямо на меня ребята и вышли. Пробегаю глазами по всем. Все на месте. Нет только замполита. Но через пару минут и он показался.

До Лазо осталось совсем чуть-чуть, а место для лагеря с водой одно прошли, а до следующего дойти не успели и наступила темнота. Фонарики на лоб и аккуратненько, хотя и стараемся быстро, идем вдоль дороги. Машины иногда проезжают обдавая нас пылью. Ну, вот кажется здесь и спуск к Киевке. Ну да, точно здесь! Сваливаемся по крутому и пыльному от дороги склону и... оказываемся в болоте, где вода стоячая и с весьма неприятным запахом. Может пройдем вперед? Сто метров проходим. Не вариант. Даже с учетом полной темноты, крутизны подъема обратно к дороге, здесь вставать нельзя. Карабкаемся по крутому склону, на котором ноги едут вниз вместе с рыхлой породой и пыльными павшими осенними листьями. Мы снова на дороге. Где же этот спуск к воде? Вариантов особенно нет, опять идем в сторону Лазо. Но, в конце концов, нашли съезд с дороги в сторону реки и по нему вышли к воде. Всё, на сегодня приключений хватит...

Вы знаете, вроде бы самый обычный ноябрьский поход, сколько ведь таких у меня было? Участники одни мальчишки, как младшие, так и старшие. В этот раз совсем без девчонок. Как-то они в этот раз не проявились. Но всё-таки он был каким-то особенным. Может быть действительно удалось получить в очень сжатые сроки много всего – и упахаться, и в сказку начала зимы попасть, и посмеяться вдоволь, и поговорить... Но вот что-то в этом походе было такое, что-то необъяснимое, но что в моей памяти своей эмоцией останется навсегда.