Вело-каякерский поход по р.Нимакан. 10-22 июня
«Добраться до Акишмы на велосипедах» - вдруг пронеслось в моей голове после автономного сплава на каяках в прошлом году. Сначала, проговаривая в кругу друзей, идея выглядела как что-то далекое и авантюрное. Где брать велосипеды, как срастить велоэтап и автономный каякинг по горной реке, потянут ли наши водные ноги такую дистанцию. Но авантюра- это наш профиль , и вот Александр Попленкин укрепил наши помыслы, войдя в состав команды. Сначала мы думали, что это будет взрослая команда из велосипедистов, но в интернете на наши призывы царила тишина. И тогда я принял решение, что участниками будет детская спартакиадная команда по гребному слалому. Под руководством Александра Попленкина, опытного велосипедиста, имеющего за спиной велопоходы, и покатушки до 300 км в сутки. Мы провели теоретические занятия и слегка «потренировались», проехав перед походом каких-то 50 км по асфальту и ощутив всю безысходность нашей участи. Стали тренироваться и подбирать велосипеды, ремонтировать, покупать новые и просить напрокат. Параллельно связались с Николаем из Нового Ургала и решили с заброской до Акишмы оставшейся части группы, идущих только водный этап, и заменой велосипедов на каяки.
Поначалу все складывалось по плану вплоть до Софийска. Мы проходили по 80 км в день по лесной дороге. Дождь не помеха, а может даже помощник, не представляю как бы эти горы брали в жару. Первый день пути закончили на Буреинской переправе. Добрые и удивленные паромщики накормили нас свежим хлебом с маслом, чаем и открыли кучу консервов, которые были сметены со стола одним махом. Переправили нас, а вечером еще принесли нам «неучтенных» продуктов. Второй день ночевали после основного перевала в дождь у пересекающего дорогу ручья. Таганок был сделан из велосипеда. На третий день оставшиеся 30 – 40 км были тоже не простыми, дождь усилился, ручьи размытыми канавами то и дело перебегали дорогу. Грязь залепляла неопытные лица ребят со спусков (ведь надо при себе иметь защитные очки), а попавшие в глаза булыганы грозили аварийной ситуацией. К тому же я думал, что я один не пользуюсь тормозами во время спуска, а оказалось, что и Кристина с Лизой такие же сумасшедшие водники, добравшиеся до велосипеда. И все же масса моего тела давала преимущества на спуске, и как я не отставал в горку, с горы приезжал первый, скорость при этом варьировалась от 50 до 57 км в час (данные GPS ). Конечно, спустя несколько экстремальных ситуаций понимаешь, что можешь подвести группу, а «споткнувшись» с горы, могут доехать одни уши. Были такие моменты и у Лизы, уехавшей в кювет, и перевернувшейся на одной из канав… Словом старались быть осторожнее и доехали до Софийска к 16.00. Магазин… опрос населения по поводу возможной бани… и спасительная артель «Ниман». Здесь мы встретились с детским экологическим клубом из Чегдомына, для которого артель проводила экскурсию на Камазе, они и посоветовали обратиться к Геннадичу. Этот человек нас и спас, предоставив артельскую баню на 2 часа, а затем накормив в столовой как говорится от пуза. Первое, второе, третье. А компот? И компот тоже:-) Размещение нас в комнате двухэтажной гостиницы было верхом блаженства. Мы просушились, набрали всяких сладостей и «деликатесов» в магазине, и в умиротворенной обстановке уснули с надеждой завтра сесть на каяки уже на Акишме.
Форс-мажор - это круто. Утром встретился с председателем артели, познакомились и много о чем поговорили, включая наш альманах «Грань», который здесь известен и пользуется популярностью. Удивление и попытки отговорить «сумасшедших» от сплава в такую воду прозвучали из уст Валерия Евгеньевича, и подкрепились небесной канцелярией. Переправа через бурею закрыта. Бензовозы, вахтовки и прочая техника, включая наш ЗИЛ с каяками, остались отрезанными от Софийска паводком. Что делать??? И даже если прорвутся наши через Бурею, то здесь, через Олгу, это сделать будет нереально. До 16.00 часов ищем выход из сложившейся ситуации и уже натопили личную баню Генадича, как звонок. Виталя Хименко вышел по спутниковому телефону опять же артели «Ниман», и мы решили изменить водную часть нашего маршрута на реку Нимакан. А это означало, что попа снова должна сесть в седло! О ужас еще 100 км велоэтапа, обратно к переправе. Хуже всех это переживала Кристина, но цель поставлена. Фото на память с Генадичем. Изобилие слов благодарности и в путь. Из которого 10 км нас подбросил попутный камаз. Первая ночь на Умальте, рядом с медведем. Саша пошел набирать воду и столкнулся с мишкой. Спали под навесом, бывшая столовая артели «Ниман». А на следующий день другой «Михаил» чуть не попал в велокатастрофу. Словом я чуть не наехал на медведя. Вовремя мишка сиганул в кусты. А если более реалистично, в этот раз в отличие от прошлого года я увидел хозяина тайги и покричал заранее… Радости нашего взора, а сначала слуха открылась картина мчащегося с горы ЗИЛа с яркоразноцветными, вертикальнопривязанными лодками. Мы не доехали до переправы всего каких то 10 км. Это была ПОБЕДА! Значит Нимакан состоится наверняка. Через полчаса мы разгружались перед болотиной, по которой нет хода автомобилю. Еще около часа вязали велосипеды, создавая специальную конструкцию из берез, дабы не поломать железных коней по бездорожью. Николай выручает нас каждый раз, спасибо!!! Лиза толкнула уходящий ЗИЛ, и он умчался в даль. Но что это? Звук вездехода. Еще километр протянули на ГТСке, водители которой так же знали про Грань и даже смотрели в ютюбе наш ролик про прошлый Нимакан. Но помощи хватило лишь на километр, предоставив экстремалам и пешую часть пути по болоту с гружеными каяками. Мошка, комары, болото, жара, духота и темносинее грохочущее небо сопровождало обессиливших велопешеходников на каяках. В этот раз мы работали грузовыми лошадьми. Но вот каяки укомплектованы, и мы сплавляемся около 5 км до избушки, где и празднуем начало водного этапа! Однако, сплав до избы был не менее экстремальным. Паводковая вода, туман, заломы и не совсем готовая группа к таким испытаниям создавали сильное напряжение руководителю группы, еще бы, ведь мы два года назад ловили на этой реке груженые лодки по два, три километра после отстрела «перворазников».
Пороги начались после обеда второго дня сплава от избы. Перечалки с одного берега на другой грозили переворотами, а в случае отстрела, теми самыми длинными спасательными работами. Но Маша, «перворазник» этого года, два раза спасала ситуацию своими силами. В бурном потоке ее переворачивало и о чудо, на груженой лодке она вставала на ровный киль и повергала в восторг «спасателей». Которые в свою очередь не чувствовали уверенности и в себе. Я перевернулся еще во второй день сплава и груз расположенный сверху кормы только с третьего раза дал мне вернуться в исходное положение, а Виталя перед самым главным порогом Нимакана лег и по той же причине не встал, к тому же кто-то из проезжающих рядом детей помог ему с отстрелом , наехав на голову при попытке встать… Так бывает, и на старуху бывает проруха… Но это настораживало! Встали перед порогом для обноса вещей и снова мистика! Прилетел черный ворон и давай каркать, ходить рядом с нами, приближаясь вплотную, давая себя гладить фотографировать и снимать на камеру. Так разговаривая с нами, он видимо тоже был сильно ошарашен составом группы. Погладил ворона и я, приговаривая, впрочем, не совсем подходящими словами: «ути моя собачка». И уже потом, поймав себя на слове, изменил обращение дабы не обидеть птичку. Порог, блин, действительно самый-самый. Группой первопроходцев назван он был в честь моего отца: Михаил Васильевич. Обнесли вещи и, несмотря на то, что места для стоянки нет, решили остаться здесь. Энергетика этого места слишком велика, что бы уйти отсюда сразу после прохождения. Трое по разным причинам отказались от прохождения супер порога, ведь после первого прохождения были спасработы Игорь Петров и Катя Иванченко заварились в основной бочке и отстрелились, создав Витале Хименко сложную задачу спасти сразу две лодки, двух человек и два весла до следующего препятствия. Но благодаря общим усилиям это было сделано на хорошо. Зато это было на руку мне, Волокитину Богдану и двенадцатилетней Лизе Тереховой. И мы пошли перегонять лодки во второй раз. Здесь-то и разыгрался остросюжетный фильм про вампиров в главной роли с Лизаветой. Взгляд с низу порога после прохождения: Плывет ребенок, а у нее все лицо в крови, как-будто только что кого-то кушала. Конечно, я выскакиваю из лодки, хватаю Лизу вместе с каяком и омываю святой водой. Слава богу, зубы целы и это всего лишь разбитый нос. А дело было так: В сливе между камней обратной волной Лизу бьет в лицо ее же веслом. Так бывает в основном при прыжках в водопады, если какер не убирает весло… вот случилось и у нас… Экстремальная ситуация разряжается смехом. Это мы как раз заговорили о съемках остросюжетного фильма про вампиров…
Вода большая, но пытаю удачу поймать рыбку на вторую уху. Героем первой ухи стал Петров Игорь, поймав первого ленка на блесну. В том же месте мы поймали еще штук 15-ть хариузков на мушки. И вот в улове после порога Михаил Васильевич бог воды дает нам еще одного леночка и несколько хариусов. Добавка к рациону есть, а то сникерсы на обед каши вечером и утром, а жиденького то хочется. Еще одна уха ждала нас на следующий день, уже в сплавном режиме я вытащил из-под затонувшей березки леночка, в этот раз компанию составил ему лишь один хариуз. Выкат в солнечную погоду - это здорово, можно просушиться, позагорать. Надо сказать, что это был крайний автономный поход с таким грузом, в следующий раз пойдем более экстремально, а то слишком тяжелые лодки могут привести к не очень веселым последствиям. Ведь даже гитара была с нами в автономном сплаве!!! Кто в теме - нас поймет.
На ургальский мост за нами приехал Колин Сын, Стас. А так как он учится еще в школе и прав категории «С» у него нет, ехать до вокзала пришлось мне. Это здорово водить ЗИЛа, мне понравилось.
Поход просто не забываемый!!! Когда складывается все не по плану, это только усиляет маршрут, впечатления и эмоции. Всем, кто был в нашем приключении огромное спасибо за выдержку и преодоление где-то препятствий, а где-то и самих себя, выводя на новый уровень мастерства еще зеленых маленьких спортсменов-слаломистов в будущих матерых туристов-водников!