Восхождение на Мак Кинли. Из серии Путешествие.

Сразу "два в одном" рассказа от Игоря Ледова: Подготовка и Восхождение на гору Мак Кинли.

Восхождение на Мак Кинли (6194метра) я планировал давно, переписка с рейнджерами из национального парка дала свои результаты. Меня зарегистрировали, как одиночку, правда требований было больше и жёстче чем к группе, к примеру, я должен сделать опись вещей от носков до шапочки, на случай если что-то произойдёт со мной. На одной, из встреч со своими единомышленниками в клубе, я рассказал, про восхождения на Мак Кинли. Через какое - то время мне позвонил Андрей Климов и говорит, что хочет тоже поехать со мной на Аляску.

Переделали заявку, уже как на группу и отправили в национальный парк, получили приглашение и поехали за визой во Владивосток. Далее незабываемый перелёт из Москвы в Анкоридж, штат Аляска. В аэропорту нас встречал, очень замечательный человек – Доуэн, с которым я познакомился в Якутске, он был инициатором открытия памятника (скульптуры в уменьшенном варианте) советским и американским лётчикам перегонявшим, по Ленд-лизе, самолёты из Аляски до Красноярска, оригинал находиться в г. Фербенксе, штат Аляска. После восхождения мы сфотографировались на фоне этого памятника с копией флага Победы.

Какой же поход без приключений, так и у нас, их было очень много, они останутся в нашей памяти надолго. Все началось с аэропорта в Сиэтле, оттуда не отправили Андрея рюкзак. Пришлось ждать пять часов пока прилетел следующий рейс, и мы его получили. Приехав в учебный центр к Доуэну, мы просто не ожидали увидеть столько самолётов малой авиации! Там было столько интересного! Так вот, закупив питание и недостающие снаряжение, нам любезно предоставили два одномоторных самолёта, на одном отправили наши вещи и снарягу, а на другом полетели мы! Это было так неожиданно и приятно, причём мы ещё успели слетать и посмотреть с высоты птичьего полёта горы, ледники, вершину Мак Кинли, куда нам предстояло совершить восхождение! Это было завораживающее зрелище, пролетая над трещинами, мы рассматривали их. Они были разные: по глубине, по красоте, по форме. Некоторые были наполнены бирюзовой водой. Мы всматривались и искали тропу, по которой нам предстояло идти. Прилетели в поселок Талкитна, центр национального парка Денали. Где мы прошли регистрацию, технику безопасности, получили мусорные пакеты, для отходов и тубусы для экскрементов. С экологией на Аляске, очень строго, при восхождении все бумажки, банки, какие - то отходы, нужно возить с собой и потом вывезти и сдать в пункте регистрации. Доуэн познакомил нас со своими друзьями и мисс Шелтон - хозяйкой авиакомпании, где мы и остановились. В прокат у них взяли снегоступы, вешки, бензин для горелок. Взвесив наш груз и нас, стали ждать час вылета. И только к вечеру мы вылетели на ледник Калхитна, хорошо, что у них там белые ночи. Заночевали в базовом лагере на 2200м.

Рано утром в путь, прошли два промежуточных лагеря и дошли до 2950м. Остановились на месте, где предыдущие горовосходители обустроили себе временный лагерь. К нашему приходу его уже занесло снегом, там мы и встали на ночёвку. И ещё была причина ночёвки это – не разношенные ботинки и в итоге мозоли на двух ногах, с большими пузырями. Старое правило - одевать разношенную, комфортную обувь.

Подъём в третий лагерь был очень крутой и тяжёлый, продукты ещё не подъели, оставили только на два-три дня в базовом лагере. Рано утром мы прошли ходом третий лагерь и поднялись на место, где оставляют заброску и делают акклиматизацию на 4300м. (Ветренний угол). Решили обедать, отдохнуть и в четвёртый лагерь, но Андрей решил подняться и посмотреть, далеко ли лагерь. Спускаясь - он странно оглядывался, я не понял почему. Оказалось, что он стал слышать голоса, но никого не было рядом и взгляд странный! И тут до меня дошло, что его накрыла горная болезнь! Пришлось не только обедать, но и дать ему отдохнуть. Быстро поставили палатку, думал после отдыха будет полегче, но нет. И я решаю сбросить высоту в третий лагерь. Остатки дня отдыхали, благо погода позволяла, грело солнце и даже позагорали. Андрей ходил по лагерю делая акклиматизацию и в надежде найти русскоговорящих славян, он надел легендарную будёновку, но тщетно, из русскоговорящих мы были одни. И вот около двух часов ночи мы выдвинулись в четвёртый лагерь. Подходя к перевалу, погода испортилась. Ветер был настолько сильный, что приходилось при порывах приседать и ждать затишья, несмотря, на то что, мы были в кошках и в связке, и у каждого груз за сорок килограмм.

Часам к восьми утра мы поднялись в четвёртый лагерь, решили - делаем днёвку. Отдыхая, знакомимся с местностью, выходим к месту подъёма, прицениваемся. Набор высоты хоть и не большой, но всё-таки акклиматизация. Там же решаем делать ещё одну закладку, оставляем часть продуктов и вещей.

Для подъёма в пятый лагерь потребовалось много сил и работы с верёвкой. Стоя в очереди на базах (безопасное место страховки на веревках), было прохладно, мягко говоря. И только поднявшись на перевал мы увидели сколько народу идут в пятый лагерь. Решили быстро попить чаю и поспешили уйти дальше по узкому гребню к пятому лагерю, занять свободное место под палатку. В лагере все-таки нам пришлось достраивать стенки от ветра из снежных блоков вокруг палатки на высоте 5450м - это довольно трудоёмкая работа. Хождение по лагерю, знакомство с другим участниками, приготовление пищи – это всё работа, которая входит в акклиматизацию. На утро у Андрея снова заболела голова, сохранялась тошнота и слабость, а значит он не прошёл акклиматизацию в полной мере. Что бы поставить его на ноги, пришлось вспомнить су - джок терапию. Не знаю, что ему помогло отдых или су-джок, но к вечеру стало лучше. Остаёмся ещё на сутки. Такой расклад не входил в наши планы. Потому, что спальники мы оставили в четвёртом лагере! Так как у нас были хорошие пуховые полукомбинезоны и пуховки, Азъ Аркуда про, мы и планировали одну ночь потерпим. Спать было холодно, первую ночь мороз был хоть и не большой, градусов под двадцать – двадцать пять, но замерзали в основном ноги, не смотря на то что были в высотных ботинках La Sportive 8000 и Milet 8000. Во вторую ночь мы штормовую одежду положили под надувные коврики Therm-a-rest, потому что тянуло холодом снизу, а на ноги одели рюкзаки и всю сменную одежду тоже на себя. Ночь прошла более - менее нормально.

С вечера готовились на завтрашний штурм вершины. Утром глядя сколько собралось народу подняться, а это около 70 человек, то мы не стали торопить события и пошли почти последние, как оказалось правильно сделали. Поднимаясь на высоту примерно 5500м, погода стала портиться. Поднялся ветер, пошёл снег, стал громыхать гром и сверкать молния! Как не странно больше всего напрягал гром! В такое я попал третий раз, когда выше 5000м. была молния, для меня это остаётся необычным явлением: идёт снег, сверкает молния и грохочет гром! На вершине был коллапс, кто взял вершину бежали вниз, кто поднимался вверх, не хотел уходить, не запечатлев себя на вершине! Сидя на «футбольном поле», так называется это место, мы наблюдали всё это. А там одна тропа, подъём и спуск по верёвке и проход по карнизу, а все обвешаны карабинами, ледобурами, спусковинами, жумарами и с ледорубами, а спрятаться негде! Многие повернули назад, мы решили ждать улучшения погоды. Нас осталось человек 25, после трёх часов ожидания, что погода улучшиться, мы засобирались в лагерь. Поскольку при такой погоде, где были опасные участки, можно было свалиться со скал или «спуститься» с лавиной. Настолько был сильный снегопад и ветер, что от большой группы, которая прошла перед нами, замело все следы. Не смотря на то что, поднимаясь мы ставили вешки, при такой видимости мы всё-таки отклонились от тропы, хорошо у нас был навигатор. Ближе к перевалу видимость стала лучше.

В лагере, сидя за обедом в палатке, разрабатываем стратегию нашего восхождения. Решаем выходить ночью, заранее топим снег, заливаем чай в термоса, а остальную воду оставляем для приготовления пищи. Спать днём было проблематично, с верху палатки накладываем вещи и привязываем их, что бы было хоть немного темнее, так толком и не уснули. Подъём, собрались быстро, перекусили и выход, сразу же пошли в связке, мороз усилился. Нужно было подниматься по жёсткому фирну крутопадающего склона, примерно 50-60 градусов.

Дойдя до вчерашнего места, за перекусом сравнивали вчерашнюю погоду с сегодняшней. Нам осталось немного, примерно 600м по вертикали, солнце вышло из-за горы и сразу стало теплее и нам веселее. Вот и вершина 7-30 утра местного времени мы сделали это, гора Мак Кинли 6194м, нас приняла! Созерцание с вершины — это что-то, наворачиваются слезы, то ли от счастья, то ли от ветра, дыхание перехватывает. К горлу комок подступает, глядя на эту красоту бегущих облаков под тобой, цепляющихся за вершины и ласкающее солнышко, которое чуть-чуть, но обогревает. Несколько фото на память с копией флага Победы и необъятной красоты вокруг.

Спуск был быстрым словно на крыльях. Придя в пятый лагерь быстро собрали вещи и не задерживаясь вышли к четвертому лагерю. В четвёртом лагере обед, сборы вещей и в путь до третьего лагеря 3500м. Подул тёплый ветер и сразу снег стал таять, по пути устали проваливаться по колено в мокрый снег, поэтому пришлось впервые надеть снегоступы. В лагерь добрались к часу ночи. За сутки скинули высоту почти 2700м. День отдыха и в ночь выход. Надеемся, что подморозит ледник. За восемь часов прошли ледник Кахилтна, по два раза проваливались в трещины, но успевали подстраховывать друг друга, хорошо санки были на длинных поводках не падали на спину. Придя в базовый лагерь не ставя палатку легли спать прямо на снегу, благо спальники у нас теперь были. Утром диспетчер отметил наше прибытие и заказал самолёт. Но погода внесла свои коррективы на целую неделю. Потеплело ещё больше, на взлётной полосе открылись трещины и весь лагерь стал переезжать выше в безопасное место. Пришёл циклон, пошёл крупный, мокрый снег. Каждое утро и вечер мы утаптывали новую взлётную полосу. Через неделю мы были уже в поселке Талкитна. Как выжили неделю и добирались домой – это другая не менее интересная история!