Лазурный берег Дальнего Востока: Кавалеровский район Приморского края

Обновлено: 15 мар. 2022 г.

Нас никогда не пугали прогнозы синоптиков, но на этот раз мы прислушались и не пожалели. На полуострове Гамова, куда мы изначально собирались, бушевал тайфун, а Кавалеровский район он обошел стороной, что позволило нам провести незабываемый недельный отдых перед началом учебного года.

Небольшой компанией, состоящей из воспитанников Центра «Грань» и ребят из многодетных семей, мы отправились в бухту Японка Кавалеровского района Приморского края.

Добравшись в глубокой темноте и тумане на место, мы были очень удивлены, увидев, всего два лагеря на побережье. Предыдущий тайфун разогнал всех отдыхающих. Распаковка вещей, поздний ужин, установка палаток и спать, в ожидании предстоящего дня и моря.

Настроившись на плохую погоду перед поездкой и увидев с утра проблески солнца, становилось радостно. Дети проснулись ни свет ни заря, в ожидании скорейшего купания. И вот оно счастье! Облачившись в гидрокостюмы и спасжилеты, вооружившись SUP-досками и каяком, дети купались каждый день, практически не выходя из воды.

После обеда легкий туман окутал побережье и было решено отправиться в поход в бухту Дубовую, самое красивое и необычное место этого района. Причудливые скалы, подмытые морскими волнами, вызвали очень яркие и незабываемые впечатления у ребят. Почти все в один голос говорили, что ничего подобного в своей жизни никогда не видели. Всю эту красоту и многое другое ребята пытались запечатлеть на фотокамере. Михаил Михайлович учил ребят обращаться с фотоаппаратом, как правильно сделать фотографию, выставить кадр и многое другое. Ребята по очереди брали фотоаппараты и пытались найти и заснять свой уникальный кадр.

Последующие дни были посвящены морю, играм, пешим прогулкам в Бухту Зеркальную, кулинарным мастер-классам по приготовление оладьев, рисованию, улучшению экологической обстановки на побережье (сбору мусора), постановке акробатических этюдов, играм и забавам с нашим верным попутчиком собакой Вайдой. Скучать не было времени, да и в мыслях такого не было.

Перед отъездом море подарило нам огромные волны и дети вволю нарезвились в них, увидели, как тихое и спокойное море превращается в бушующую стихию.

Завещающим аккордом нашего путешествия стало посещение исторического места, скалы, на которой В.К.Арсеньев встретился с Дерсу Узала и Краеведческого музея Кавалеровского района. Помимо отдыха, развлечений, походов и красивых мест нашей задачей является изучение истории и культуры тех территорий Дальнего Востока, которые мы посещаем с ребятами. Музей в п.Кавалерово оставил неизгладимые впечатления. Работники музея провели ребятам очень интересную экскурсию, позволили руками прикоснуться к историческим экспонатам, которым более 100 лет, морским раковинам, а в отделе с минералами выключили свет и показали, как светятся камни при свете фонаря. Дети были настолько впечатлены сказочному сиянию минералов, что еще долго вспоминали и обсуждали это.

Путешествие в Приморье закончилось, но нас ждут новые открытия и исследования. Ведь большая любовь к Родине начинается с изучения своего родного края, его истории, культуры, достопримечательностей и природы. Именно поэтому мы с ребятами шагаем с рюкзаком по краю.

Поселок Кавалерово
В октябре 1909 г. в долине реки Тадуши поселился солдат русско-японской войны георгиевский кавалер Пополитов Федор Дмитриевич. Вскоре к нему стали поселяться переселенцы, прибывшие из центральной России и Украины. В 1910 г. крестьяне написали прошение о регистрации села Кавалерово. Название дали в честь первого переселенца и старосты села георгиевского кавалера Федора Дмитриевича Пополитова. Областное по крестьянским делам присутствие, рассмотрев ходатайство, 13 октября 1910 г. утвердило его и включило Кавалерово в состав Маргаритовской волости. В Гражданскую войну кавалеровцы участвовали в партизанской войне. В начале 20-х гг. в селе был образован Кавалеровский сельский Совет, а в середине 30-х гг., в период коллективизации - колхоз "9 января". В конце 30-х начале 40-х в окрестностях Кавалерово геологи открыли ряд месторождений олова. Разработкой и добычей оловорудных месторождений стало заниматься образованное в 1941 г. Предприятие 501. В 1951 г. селу Кавалерово присвоен статус рабочего поселка., а в 1954 г., с образованием Кавалеровского района, поселок становится районным центром. В 1954 г. Предприятие 501 было переименовано в Хрустальненский горно-обогатительный комбинат (ХГОК). Более половины населения трудилось на комбинате и предприятиях, обслуживающих его. 1970-1980 гг. - период расцвета ХГОК. Здесь добывалась 5-я часть олова странны. На базе ХГОК проходили стажировку иностранные специалисты. В начале 90-х градообразующее предприятие, Хрустальненский комбинат, стало акционерным обществом. В новых условиях предприятие не справилось с трудностями: оно обанкротилось и самоликвидировалось. Рудники демонтировали и затопили.
Владимир Клавдиевич Арсеньев – ученый, исследователь земли приморской.
Три большие экспедиции с 1906 по 1910 годы были задуманы В.К.Арсеньевым как одна, в задачу которой входило изучение Уссурийского края в историческом, географическом, этнографическом и стратегическом (обеспечение неприкосновенности границ России) направлениях. Первая большая экспедиция исследователя проходила по территории нынешнего Кавалеровского района с 15 мая по 20 ноября 1906 года. В.К.Арсеньев пересек хребет Сихотэ-Алиня, исследовал реки Уссури, Аввакумовка, Тадуши (ныне Зеркальная), Ното, Тетюхе, Иман, Санхобе. Во время экспедиции был обследован большой регион, давно вызывающий необходимость изучения в связи с переселенческими, экономическими и военными нуждами. Во время экспедиции В.К.Арсеньев ежедневно вел трехкратные метеорологические наблюдения. Экспедицией кропотливо исследовался огромный материал о природе и населении, об экономике и путях сообщения по рекам, грунтовым дорогам и таежным тропам. Были собраны зоологические, геологические, этнографические и археологические коллекции. Большим достижением экспедиции стала карта, составленная В.К.Арсеньевым.
Скала Дурсу Узала
Природный памятник. Высота ее по отвесной стороне, обращенной к реке, более100 м. Здесь же на высоте 7 м обнаружена и исследована в1995 г. пещера. А в сентябре 1996 г., в память о 90-летии встречи Арсеньева и Дерсу, установлены монументы - символы фигур Владимира Клавдиевича и его проводника. Считается визитной карточкой Кавалеровского района. В 1906 г. у скалы произошла встреча В. К. Арсеньева и Дерсу Узала. Выписка из путевого дневника В. К. Арсеньева, относящаяся к 3 августа 1906 г.: "С восходом солнца мы уже на ногах. Отсюда мы пошли вверх по реке Тадуши. На пути нам встретилась еще одна большая фанза, где китайцы угощали нас пельменями... В тот день мы дошли до фанзы-лудевы, где и расположились на ночь. Вечером, когда мы сидели у костра, пришли мои два охотника и доложили, что из-за перевала Ли-Фудзин пришел охотник-гольд... Поздно вечером, когда было уже часов около девяти, пришел гольд. "Здравствуйте", - сказал кто-то сзади. Я обернулся. У пня стоял пожилой человек, небольшого роста, приземистый, с выпуклой грудью, несколько кривоногий... Глаза его маленькие, с поволокой у крайних углов казались зоркими и дышали умом, сметливостью, гордостью... Он пробыл с нами весь вечер. Рассказал много интересного из своей скитальческой, охотничьей и бродячей жизни... Мы предложили ему поступить к нам на службу за жалованье, одежду и стол... Имя его Дерсу, а фамилия Узала". На следующий день Дерсу Узала дал свое согласие на участие в экспедиции.
КАВАЛЕРОВСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Адрес: Приморский край, пгт Кавалерово, улица Первомайская, д.124 Часы работы: с 10-16, выходной понедельник. Тел: 8-42375-9-24-97 e-mail: kavalerovomuzei@mail.ru
Иван Ульянович Басаргин (1930-1976)

Иван Ульянович Басаргин не дожил и до пятидесяти лет, но запаса его впечатлений хватило бы на две жизни. Уроженец Приморского края, житель п.Кавалерово, он с детства познал тайгу со всеми ее тайнами: работал золотодобытчиком, охотником-промысловиком, водил баркасы по бурной Зee, был шофером, рабочим-металлистом, культработником, учителем, газетчиком. Немало успел он и в литературе, хотя писать начал уже в зрелом возрасте. Его перу принадлежат два сборника рассказов, а также повесть «Черный Дьявол» и роман «В горах Тигровых», в которых описываются яркие картины народной истории от раскола до первой мировой войны, проникновенные описания дальневосточных пейзажей.