Пещера Прощальная

Обновлено: 15 мар. 2022 г.

Поход - это всегда прекрасно! Сборы в поход проходят в ожидании чего-то необычного, радостного, а может и романтичного. А если мы отправляемся в пещеру - удивительное подземное царство со сталактитами и сталагмитами - разнообразными по форме и размерам, то это оказывается целое приключение. Вот в такое путешествие и отправились 27 ребят, воспитанников нашего Центра "Грань", дети из села Бычиха, села Матвеевка, дети многодетных приемных семей.

Мероприятие по проекту "С рюкзаком по краю" с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Пещера Прощальная является самой длинной пещерой не только Хабаровского края, но и всего Дальнего Востока. Ранее одна из самых посещаемых пещер, так как к ней можно было подъехать на машине. Сейчас это памятник природы краевого значения. Была открыта в 1978 году студентами Политехнического института. В 1979-1980 гг. пещера была исследована, описана и сфотографирована. Но до конца пройти пещеру так и не смогли, так как она имеет многочисленные ответвления и нижний ярус находится еще в стадии формирования. Он частично заполнен водой, здесь формируются полости. А в верхнем ярусе уже идет интенсивное обрушение сводов. В мире всего несколько пещер с такими замечательными белоснежными занавесями, образовавшимися из известкового туфа. Высота этих ниспадающих занавесей составляет местами 5 м, а толщина слоя всего 2-3 см.

Во время первой ночевки выпал первый снег. Это очень порадовало ребят. Все соскучились по белому лесному одеянию. Это побудило многих взять в руки фотоаппарат. Ребята не уставали делать прекрасные снимки. Впрочем, читаем впечатления ребят:

Привет всем. Хочу рассказать о своем походе в пещеры. Мы были в пещере Прощальной. Чтобы в нее попасть, мы проехали, примерно 305 км. Приехали мы не в самую лучшую погоду, но было красиво, шел дождик, а потом снег, и было как в зимней сказке. В день приезда мы никуда не ходили, занимались разбивкой лагеря. В пещеру пошли только на следующий день. Там много туннелей, мышек летучих, находящихся в состоянии зимней спячки. Мы проходили пещеры с прекрасными названиями; «Белый зал», «Альбатрос». Самым интересным в них были сталактиты и сталагмиты, и спуски со снаряжением и без него.

В этом походе меня удивил один факт. До этого я уже дважды была в походах в пещеры и обратила внимание на то, как сухо в них. Но в пещере «Прощальная» и на Санболи вода была, и это было удивительно. Еще в пещерах Санболи я не встречала настолько крутых спусков, где нужно было бы применять специальное снаряжение. А шкурники (узкие лазы между пещерами), очень узкие и коварные. Мне понравилось, что много входов в пещеры, а иди до них около 10 км. Несмотря на то, что в пещерах много грязи, через которую нам приходилось пробираться, там очень красиво! Во время похода мне было немного страшно. Пугали большие подъемы и крутые спуски. Было скользко и мокро. При неосторожности можно было поскользнуться и упасть со стены. Еще нам встречались сыпучие камни, которые тоже представляли опасность. Но, несмотря на все это, поход мне очень понравился, и хотелось бы, чтобы он продолжался подольше.

Еще в походе у нас было время для игр. Мы здорово повеселились, а также были дружной командой. Пилили и рубили дрова для костра и печки, пели песни, дежурили по одному часу. Я была рада возможности побывать в самой большой пещере Дальнего Востока.

Долгих Анжелика

26 октября (это была суббота), в 4.30 утра «Бекас» выехал с села Бычиха в Матвеевку. От турклуба «Бекас» в пещеры поехало 9 человек: Дьяков Елисей, Славников Семен, Долгих Анжелика, Брунь Никита, Ящук Карина, Брунь Макар, Долгих Нинель, Катышов Дмитрии и Инна Юрьевна.

Приехав в Матвеевку, начали загружать машины снаряжением и продуктами, и в 6.20 уже выехали в поселок Солонцовый. В поселке мы пересели на две большие машины и ехали еще 2 часа. По прибытии, разгрузив машины и разбив лагерь, мы сварили ужин и сели петь песни у костра. У нас были три большие зимние палатки с печками, и ночью мы дежурили, каждый по часу, чтобы в палатках было тепло.

Утром дежурные сварили завтрак, и мы быстро перекусив и собрав снаряжение, пошли в пещеру «Прощальная». До пещеры мы пошли быстро, но перед тем как войти, нам необходимо было перейти маленькое озеро. С этой задачей мы справились и вышли к скале. Тут мы увидели памятник погибшей девушке – туристу. Меня это встревожило, как и остальных, но мы продолжали свой путь. По некоторым причинам ребята с Центра «Грань» вернулись в лагерь, а «Бекасу» довелось побывать в Белом зале, самом большом в этой пещере. Побывали в зале «Альбатрос», спуск в который был довольно сложным из-за того, что было скользко. Известняк, который накапливался столько времени, мешал спускаться и подниматься.

Наше знакомство с пещерой продолжалось около пяти часов. За это время дежурные успели приготовить обед, плавно перетекающий в ужин. После ужина мы также не стали расходиться по палаткам, а остались около костра и пели песни.

Проснулись в 7:40. Позавтракали, собрали вещи, свернули лагерь, и в 9:00 отправились в обратный путь.

Долгих Нинель

Мне понравилось пещерное озеро, походы по пещерам, шкурники*(узкие щели и лазы).

Теперь подробнее:

1. Озеро находилось на входе в пещеру и из-за этого нам пришлось лезть по стене.

2. Проходы по пещере были очень длинные, извилистые. Некоторые заканчивались тупиками, некоторые – огромными залами и коридорами. Иногда попадались очень узкие проходы (шкурники), а где-то глубокие расщелины, в которых не видно было дна. Шкурник – это длинное узкое пространство, которое надо проползти. Их было много и все они были разные.

3. «Альбатрос» — это большая система лабиринтов, в которой есть небольшая скала, своими очертаниями напоминающая альбатроса.

4. «Белый зал» — это самый большой зал в пещере белого цвета из-за известкового налета на стенах.

Я рад, что мне удалось побывать в самой большой пещере Дальнего Востока. Я счастлив. Мне понравилось проходить со снаряжением узкую, скользкую и крутую пещеру. Для меня это было очень важно!

Дьяков Елисей

Перед входом в пещеру меня удивило и напугало холодное озеро. Нам пришлось карабкаться по стене, чтобы обойти его. Я очень боялся сорваться и упасть в холодную воду. Еще там был узкий шкурник, настолько узкий, что нам пришлось ползти, а я постоянно бился головой. Хорошо, что на мне была надежная каска. Еще мы видели большой зал, который назывался «Белый», потому что он белого цвета. Еще там есть зал, называемый «Альбатрос», потому что там есть камень, который очень напоминает птицу альбатроса. Но, чтобы туда попасть, надо спуститься на веревке на 6-7 метров. Спускаться было сложно, потому что спуск был мокрый и скользкий, и извилистый. А подниматься было еще сложней. Там были летучие мыши. Мы там нашли кости животного, которыми питался колонок.

Мне очень понравилось, всем советую съездить!

Славников Семен

Привет всем. Хочу рассказать про поход, который состоялся у нас 26 октября в пещеру «Прощальную». Кстати, называется она так потому, что открыли и назвали ее так студенты-выпускники Политехнического института, которые «прощались» со студенческой жизнью.

Мы встали очень рано, если быть точнее, в 4.00. Поехали на общий сбор в Матвеевку и уже оттуда все вместе отправились в поселок Солнцовый. Ехали около пяти часов. В поселке мы пересели на другие машины и проехали еще 50 километров по плохой дороге до места нашего будущего лагеря. Кстати, погода была плохая, шел дождь, а в момент нашего приезда повалил снег. Этот день был подготовительным. Наша задача состояла в том, чтобы поставить палатки, натянуть тент, разобрать вещи и запастись дровами. После ночлега, когда все позавтракали, был объявлен общий сбор в пещеру. По прошествии некоторого времени все было готово и нам предстояло пройти 2 километра по лесу, переправиться через реку, взойти на гору и перейти озерцо, которое находится на входе.

В пещере мы разделились на две группы: Грань и Бекас (Бычиха). Первой командовал Михаил Михайлович Непогодин (директор Центра «Грань»), а второй - Инна Юрьевна. В силу того, что наша группа была меньше по численности, мы шли отдельно, опережая «Грань». Длина пещеры со всеми ходами около 7 километров. Внутри кроется настоящая красота подземного мира. Бесчисленное количество лазеек приводят тебя в новые и новые залы. Можно потратить целую неделю и не обойти все целиком. Чтобы попасть в основное крыло, нужно было преодолеть шкурник. Казалось бы, что такой маленький проход приведет только в тупик, но нет. Как раз-таки он ведет к самым большим залам и красивым местам этой пещеры. Другие трудные места, такие как вертикальные спуски и подъемы, проходилось преодолевать с помощью специального снаряжения. Я восхищался красотой, и на протяжении всего времени думал, как же все это образовалось?

Кстати, в это время летучие мыши уже впали в спячку, и по мере того, как мы спускались, их становилось все больше. Я никогда еще не наблюдал их в живую, еще и на таком близком расстоянии, что можно было отчетливо ее рассмотреть.

Мне понравилась эта поездка несмотря на то, что я уже второй раз побывал в этой пещере. На самом деле очень интересно изучать подземный мир, но в то же время я не советую делать это людям, которые боятся замкнутого пространства. Ведь даже людям, которые не страдают клаустрофобией (боязнью замкнутого пространства), не всегда комфортно находиться в пещере продолжительное время.

В общем, из этого похода мы вынесли очень нужный опыт, освоили важные уроки и сделали соответствующие выводы относительно взаимовыручки, смелости и несения ответственности всей команды за одного человека.

Брунь Никита

Интересно, чуть-чуть страшно, грязно, морозно, сложно, весело – это все про наш поход в пещеры. Интересными были разные ходы, похожие на лабиринт. Страшно было, когда я увидел табличку с надписью, что кто-то погиб в этом месте. Грязно было от находившейся повсюду глины. Холодно было на улице, но в пещере было чуть-чуть теплее. Мокро было в пещере из-за того, что там было теплее, чем снаружи. Сложно было подниматься на жумаре*(снаряжение спелеологов для подъема по вертикальным перилам). Весело было, когда Максим забыл свою куртку и мы ее спрятали, чтобы его проучить. В целом было очень круто!