top of page

По «Золотой Пряжке» России. Из серии Путешествие.

Лауреат в номинации «Путевые зарисовки». Автор: Юрий Балыков

Золотая пряжка…. В истории железных дорог России эти два слова, прежде всего, относится к Великому Сибирскому пути, к строительству стального пояса России, соединяющего собственно Россию с её окраинами и выходом к Тихому океану. Самым сложным, самым уникальным, самым дорогим и, конечно же, самым красивым участком на этом Великом пути был участок вдоль Байкала от порта Байкал до ст.Култук. История строительства его чрезвычайно интересна и удивительна. Но сейчас не об этом. Отправиться в путешествие меня побудила не только давняя любовь к уникальному созданию Природы - озеру-морю Байкалу, но и ностальгия по тем прекрасным временам, когда я, будучи студентом, проходил на ст.Култук и ст.Слюдянка свои производственные практики.

Полвека прошло с тех пор, многое подзабылось…. Ст. Култук. От красивой стелы «Кругобайкальская железная дорога» и начинался мой путь, проходящий по однопутной железнодорожной колее по кромке обрыва Олхинского плато, круто уходящего в глубины моря. Под ногами: шпалы, щебёнка, изредка тропинки, дощатые перроны остановочных пунктов и немногочисленных станций. И, конечно же, на всём пути красивейшие уникальные искусственные сооружения в виде мостов, тоннелей, галерей, подпорных стен….

Особые впечатления производили тоннели, которые иногда спасали меня от грозовых дождей, иногда обволакивали внезапно возникающим плотным туманом, когда даже с фонариком видимость всего на один-два шага. Встречи в пути были немногочисленны: туристический сезон ещё не развернулся в полную силу, вода в Байкале ещё не успела хоть немного нагреться. Яркие эмоции вызывали редкие встречи с дымящимся паровозом и улыбка машиниста. Это уносило меня на сто лет назад. Ведь, по сути, мало что изменилось за это время. …А вне туннелей разгоралось лето с полянками лилий, ромашек, лютиков; по кручам, прямо над головой распускали свои косы ярко-красные царские кудри, в затенённых местах полыхали оранжевым пламенем жарки.

По полкам скальных склонов взбирались смелые берёзки и солнечные сосны. Ну, а справа, всего в нескольких шагах – могучий, лучезарный и всегда великолепный батюшка Байкал. А ещё дальше, в воздушной дымке, на противоположном берегу кутается в облаках древний хребет Хамар-Дабан, где-то там, на востоке, постепенно сливающийся с небом и морем. «Куда ни обращаю я свой взор, кругом Байкал синеет среди гор. Лишь где-то там, в дали далёкой слились море с небом в бесконечность. А бесконечность-это значит вечность, я прикоснуться рад к ней - синеокой!» Не мудрено, что перед такими видами мысли начинают обретать форму рифм.

Я приходил в восторг и от этих удивительных сооружений из камня. Иногда присаживался около портала какого-нибудь тоннеля и не торопясь представлял себе, как это всё строилось, с какой тщательность подгонялись камень к камню, сколько инженерных решений было придумано для этих невероятно сложных условий. Я был полностью готов для автономного недельного путешествия - спал в палатке под шорох Байкала, готовил на газовой горелке. Несмотря на не совсем благоприятную погоду, не переставал наслаждаться увиденным. Как жаль, что много лет объезжал этот чудный уголок Байкала стороной! Золотая пряжка стала большим тупиком, увы! Финиш моего путешествия проходил вдоль огромной дуги красивого Лиственничного залива. Вдали уже завиднелись строения п.Байкал. Стали попадаться встречные путешественники, кто на день, кто на два отправлявшиеся отдохнуть.

Конечно же, в порту Байкал я не мог не подняться на мраморную скалу, возвышающуюся над вокзалом и напоследок вдоволь налюбоваться потрясающей панорамой Байкала и истоков Ангары; а в уголке панорамы нашлось место и кусочку пройденного мной пути. Сейчас здесь не так бойко. А когда-то дымился трубами ледокол Ангара, пыхтели паровозы, вагоны грузились на паром…, зимой тащили лошади вагоны по железнодорожному полотну, уложенному прямо на лёд…. Уже на другом берегу Ангары я решил подняться на обзорную точку над истоком Ангары - «Камень Черского». Дополнительный всплеск потрясающих эмоций, к уже увиденному, стал как бы «вишенкой» на этом вкуснейшем «торте» под называнием «Золотая пряжка».

23 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page