top of page

По озеру Чукчагирскому. Из серии Путешествие

Победитель в номинации «Все идеально»: Щеглова Ирина, «Побережье, полное сюрпризов», «Чукчагир».

Озеро Чукчагирское – крупнейшее озеро Хабаровского края. Находится на одном из крупнейших магистральных пролетных путей большого количества отрядов птиц. Входит в заказник «Ольджиканский, а также является водно-болотным угодием по Рамсарской конвенции.
Чукчагир просыпается

Встающее из-за Омельдинского хребта солнце превращает водную поверхность в светящийся витраж. На игру разноцветных пятен, на всполохи розового пара на мелкой волне можно смотреть бесконечно. Озеро Чукчагирское просыпается медленно, зевая и потягиваясь. А нам стоит поторопиться: условия для судоходства на озере очень сложные. При средних глубинах озера в 2-3 метра даже среднего ветра бывает достаточно, чтобы раскачать опасную для плавсредсва волну.


Довязываем катамаран и с величайшей предосторожностью, на руках, заносим его в воду подальше от берега. Причиной тому изобилие водяного ореха, плодами которого, напоминающими трехлапые якоря с острыми шипами на концах, усыпана вся прибрежная часть, они и сверху, и внутри донного ила. А вода в озере теплая как парное молоко, можно купаться сколько душе угодно.

Чаны для заготовки рыбы на месте женского ИТЛ сталинских времен

Отчаливаем. Что мы хотим от этого путешествия? – Знакомства: с озером, его характером, природой, историей. Кстати, об истории: очень интересен тот факт, что когда-то, идя с юга по протокам от озера Эворон, через озеро Чукчагирское проходил соратник Невельского - Николай Бошняк. Он прошел озеро и опять же по протокам на северо-западе ушел дальше на реку Амгунь. Сейчас этих проток нет, они полностью заросли, последнее упоминание о них всплывает в записях 30-ых годов. Понимая, что следов экспедиции Бошняка уже не найти, отправляемся к местам более свежих событий на мыс Брусничный. Там в 30-40 годах был женский сталинский лагерь. От тех жестоких годов бараков уже не осталось, только стены бетонных чанов для засолки рыбы, да тихая тоска, разлитая по берегу. Рядом с лагерем, на самом мысе – хоровод искривленных танцующих берез. Красивая легенда гласит, что в березах поселились души умерших. У этого явления есть реальные природные причины – преобладание на озере северных ветров в любое время года, такая проплешина в характерном для большей территории Хабаровского края муссонном климате. И березки еще молодые, выросли намного позже времен сталинских репрессий.

Танцующие березы на мысе Брусничном

В современной истории озера отметились различные рыболовецкие колхозы. От их деятельности остались кое-какие строения, где-то в целом виде, где-то в виде развалин. И довольно много мусора в местах из деятельности. В общем, любоваться там нечем.

Сплавина и озеро Круглое на острове Годбаньки.

А вот природных достопримечательностей впереди еще много. Одна из них – это острова. Пара крупных: Годбаньки и Джалу и несколько мелких. Годбаньки - остров с озером внутри. Туда мы и идем. В озере Круглом гнездится лебедь-кликун. Вообще, Чукчагирское озеро* – рай для водоплавающих птиц. Бесчисленные протоки и старицы обеспечивают птиц кормом и кровом, а сплавины защищают почти от всех хищников, кроме таких же пернатых. Для справки: сплавины - это плотно переплетенный ковер из водной растительности, покрывающий водную поверхность. Под сплавинами большая глубина. Иногда из них образуются даже плавающие острова. Только по старым сплавинам, которые уже заросли кустарничками и кустарниками, можно ходить, не боясь уйти под воду. И то они очень неприятно проминаются под ногами, колышутся, идут волной. А, встав на самую плотную на вид травянистую сплавину, ощущаешь как ты вместе с ней начинаешь медленно погружаться в воду. На Годбаньках сплавина проходима, и, подобравшись к краю озера на величину крепкости нервов, мы увидели на дальнем конце озера лебедей. Они прекрасны.

Зазеркалье

Двинувшись от острова дальше на север, мы внезапно попали в зазеркалье. Как уже говорилось, озеро Чукчагирское редко бывает спокойным, но тут выдался полный штиль. Перед нами было только небо с облаками и его отражение в воде. Далекие низкие берега не отвлекали. Небо и его отражение слились какое-то в единое космическое пространство, по которому мы то ли плыли, то ли парили, то ли летели …

После обеда подул легкий ветерок. Разогретое озеро начало парить и пугать нас миражами: несуществующими островами и деревьями, вырастающими прямо из воды.

Миражи

Ближе к вечеру мы добрались до северной оконечности озера. От поселка Чукчагир ничего не осталось. Только название на карте и воспоминание, что вроде был когда-то такой народ – чукчагиры. Недалеко от места их бывшего проживания есть довольно высокая для этих мест вершинка. Туда мы и поднялись. На севере от нее расположилась казавшаяся больше озера территория, занятая сплавинами и болотами. Среди них с трудом, протоками, зигзагами пробивала себе путь к реке Амгунь Ольджикан - единственная река, вытекающая из озера. На юге уже начинало подремывать озеро. От закатного солнца разливался сиреневый свет. В мире царили тишина и спокойствие.



Но, но …Погода вдруг стремительно начала портится. И, понимая, что места для ночевки в ближайших сплавинах подходят только для гусей и уток, мы, немного подрагивая от страха на разгулявшейся волне, удрали на ночевку на северо-восточный берег к домику бывшей метеостанции. А на следующий день вернулись и пошли сплавом по реке Ольджикан и реке Амгунь до самого Амура. Но об этом как-нибудь в следующий раз.

227 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page