Статья альманаха "Грань-ДВ" 2017

Эта статья не вошла в печатную версию альманаха "Грань-ДВ" 2017. Но поход получился интересным. Кроме того, это был детский сплав.

Теперь у вас есть возможность рассказать о своем путешествии на страницах нашего сайта - электронной версии Альманаха "Грань-ДВ".

Спасибо огромное автору - Елене Клюевой за эту статью!

Сплав по р. Туюн 22 – 29 июля 2016 года

А я еду, а я еду за туманом, За мечтами и за запахом тайги…

Юрий Кукин

22 июля наша группа туристов из Хабаровска отправилась в семидневный поход, организованный Центром социальной адаптации молодежи «Грань». Взрослые и дети совершили сплав третьей категории сложности по реке Туюн – одной из красивейших горных рек Хабаровского края .

Сплав длился 6 дней и 2 дня дороги. В общей сложности прошли по реке 90 км, 20 км по стоячей воде на моторе (10 км по реке и 10 км по Бурейскому водохранилищу).

Состав группы 17 человек: руководитель Валерий Самохин, три инструктора: Владимир Пунгин, Эдуард Коротков, Вячеслав Самохин, туристы взрослые: Оксана Тихонова, Татьяна Артюшкина, Елена Клюева, Жанна Аношина, Дмитрий Гараньков, Татьяна Филиппова, туристы дети: Ирина Клюева (11 лет), Николай Клюев (8,5 лет), Аношины Татьяна (14 лет), Влад (12 лет), Алексей (9 лет), Алина (9 лет) и Стефа Филиппова (11 лет).

Путь до Туюна был долгий. 22 июля в 16:20 мы отправилась на поезде до Нового Ургала – посёлка городского типа. Расстояние по железной дороге около 900 км. По пути мы выходили на станциях Биробиджан, Бира, Кульдур, чтобы подышать свежим воздухом, размяться, чего-нибудь купить покушать или попить.

23 июля в 6:45 поезд прибыл в пункт назначения, где нас ожидали водитель на грузовой машине ЗИЛ с открытым кузовом и один из наших инструкторов Эдик, который проживает в Новом Ургале. Погрузившись в машину, мы отправились до места старта в район сопок под названием Горбы. Там река Туюн близко подходит к дороге. Ехали мы 2 часа 40 мин. Расстояние около 70 км. Дорога грунтовая, хорошо укатана. Было солнечно. При нашей скорости пыль на нас не попадала. Проезжали по очень старому и узкому мосту над рекой Бурея, проехали посёлок Алонка, пересекли железную дорогу. Путь наш проходил через сопки и перевалы. До нас доносились сладкие запахи багульника. Лес смешанный. Встречались даже берёзовые рощи.

Прибыв на место старта, сварили обед, искупались в реке, собрали судна. Воды в реке было не много, поэтому она прогрелась и была не очень холодной, привыкаешь. С особым удовольствием в реке плескались дети!

Наша группа сплавлялась на двух четырёхместных катамаранах, одном рафте и один инструктор на каяке для страховки и спасательных операций. Некоторые участники группы сплавлялись впервые, другие уже имели большой опыт по сплаву.

В 14:15 мы отчалили. Первый день сплава был недолгим. Всего 50 мин. Но мы успели уже пройти первый наш порог Бам. По пути нам встретился очень хороший берег с белым песком. Необходимо было отремонтировать один катамаран, так как он спускал воздух. А на следующий день ожидался дождь. Поэтому было принято решение встать и разбить лагерь. Все были заняты делом. Владимир ремонтировал катамаран, Валерий учил сплавляться в спасательных жилетах – преодолевали психологический страх и учились, как себя вести в воде. Эдик и Слава учили желающих плавать на каяке. Солнце, жара, белый песочек, чудесная река! Чем не курорт! Даже комаров не было! Доносился сладкий запах тайги. Наш лагерь был у подножья маленькой сопочки. По ней шли тропинки. Сопка устлана мягким как перина мхом, на котором растёт багульник, брусничник. Багульник в это время он уже отцвёл. Можно встретить лиственницу, берёзу, ёлку и другие деревья. Вечером наши рыбаки Вова, Валера, Жанна, Эдик, Слава ловили рыбу. Желающие ребятишки тоже пытались поймать рыбу. Мы играли в игры «Кости», «Контакт». Участники сплава быстро сдружились.

За всё время сплава рыбалка была плохая. Мы почти ничего не наловили. Но всё же нашим рыбакам удалось угостить нас такой рыбой, как хариус, чебак, ленок. Было очень вкусно! Рыбу ели сырую, предварительно обработав специями, запекали в фольге на углях. Это было лакомство, так как всем доставалось понемногу.

Река Туюн очень непредсказуемая (может быстро подняться уровень воды) и изменчивая (от широких плёсов до порогов 3 категории сложности и шевер). При малой воде на пути вам будут встречаться множество камней, где-то придётся тащить волоком суда с грузом. При большой воде будут сильно бурлящие пороги с валом 2-3 метра, хорошая скорость течения реки, что позволит быстрее проплыть путь. При средней воде, как было у нас, пороги будут бурлящие, но даже неопытный турист-водник справится под руководством хорошего инструктора, на широких плёсах слабое течение, что позволит вам порыбачить до очередного порога. Не составит большого труда подплыть к ручьям за свежей ледяной водой. Вы сможете найти хорошее место для стоянки. Так как у нас было в группе много детей (7 человек), то, считаю, нам очень повезло с уровнем воды. На берегах Туюна вы найдёте изобилие чабреца, который мы всегда добавляли в чай, изобилие дикого лука, который мы всегда использовали для первых и вторых блюд.

24 июля. На второй день сплава, как и обещали синоптики, был дождь. В основном моросящий, иногда усиливался. Но солнце все же порадовало нас своим теплом. В этот день мы много трудились, всё в рабочем режиме. В 8:00 завтрак, в 10:00 отчалили, к 13:00 обед, к 17:00 – 17:30 искали место для стоянки.

В этот день мы прошли пороги Кит, Мишутка, Не шутка, Бутылка, шеверу Огород камней. Одним из трудных участков сплава была шевера Огород каменей. Воды было ниже среднего уровня и огромные гладкие валуны выступали повсюду. Проходили это место с повышенной осторожностью. Валерий ювелирно проводил наш караван через узкие проходы между камней. Но всё же не обошлось и без того, что все по очереди сели на камни. Приходилось сходить с судна и сталкивать его с камня.

Следующим серьёзным испытанием был порог Бутылка. Из-за небольшой воды на поверхности было много камней. Лишь опытные люди, как Валерий и Владимир, могут заранее увидеть под водой камень, грамотно и безопасно спланировать путь. Один катамаран немного отстал от нас. Они не успели заранее спланировать путь. Поэтому сели на большой валун, их прокрутило и стащило течением. Всё обошлось.

На больших плёсах течение реки было незначительным, поэтому много гребли.

Дети наши большие молодцы! Они старались наравне со взрослыми! По пути рыбачили на плёсах, подплывали к красивым ручьям, чтобы набрать вкуснейшей воды и попить её черпая ладошкой, а также попытать счастье в рыбалке. На ночлег встали на песчаном берегу среди кустов и камней после порога Бутылка. Вечером после ужина играли в кости, общались, читали журнал «Грань», делились впечатлениями, пели песни у костра, сушили вещи. Несмотря на то, что мы промокли после дождя и порогов, у всех было отличное настроение!

25 июля. Утро было пасмурным. Ночью шёл дождь. После завтрака пришлось собирать сырые палатки, промокшие вещи. Но уже через пол часа сплава нас обогрело жаркое солнце! Очень скоро мы увидели красивый ручей. Он втекал в Туюн с такой силой, что вода бурлила у камней. Мы причалили. Кто-то рыбачил, другие пошли фотографироваться у ручья и набрать воды в бутылки. Вода была ледяная и очень приятная на вкус!

С лёгкостью прошли порог Кабарга. Валера рассказал нам историю. Когда кабарга убегала от охотника с собакой, утонула в пороге. Охотник назвал этот порог Кабарга.

Следующий порог Туюнский для одной участницы сплава обернулся падением из рафта, который столкнулся боковой частью с камнем. Держа весло, хватаясь за верёвки и опираясь на камень, Лена благополучно вернулась в рафт.

На ручье остановились, чтобы порыбачить. Эдик предложил покататься на каяке вместе с ним. Согласился самый весёлый участник сплава Лёха (9 лет). Отплыв подальше от берега Лёха упал с каяка в реку! Но не даром он ходит на тренировки в бассейн. Очень ловко, мощными гребками Алексей доплыл до берега и готов был к новому заплыву.

Другие просто освежались, купаясь в воде. Осталось проплыть ещё немного до бани и места днёвки. Но нужно было ещё пройти серьёзный порог Талибджан – третьей категории сложности. Наш руководитель Валера скомандовал всем причалиться перед порогом. Вместе с Дмитрием они пошли изучать как его пройти. Тщательно готовились, обсудили детали сплава в группе. Затем поочерёдно все успешно преодолели порог.

Сразу за порогом по большой просьбе участницы Ирины (11 лет) её столкнули за борт рафта. Отрабатывали спасательную операцию. Ира была в восторге! Затем все желающие отправились на обучение самосплаву в пороге. Руководитель группы тщательно проверял ремни на касках и туго ли сидит спасательный жилет. И только потом, держа за руку участника, шёл с ним в порог. Сплавлялись и взрослые, и дети! Получили много впечатлений, адреналина! Немного было страшно.

После мы пошли разбивать лагерь на очень живописном песчаном берегу с невероятно высокой лиственницей и другими деревьями. На берегу у нас была компания туристов-водников со Спасска Дальнего, которые прибыли на место на день раньше. Они нам рассказали, что отдыхали в Тайланде. Там им не понравилось. Вот и решили сплавиться по нашей горной речке, где им очень нравится. Они уже затопили баньку. Договорились, что наша группа принесёт берёзовые веники. А берёз на берегу было очень много! Целая роща!

Во второй половине дня сходили на экскурсию на баню. Это не просто место, где можно попариться. Это некий талисман для туристов-водников. Каждая группа старается оставить что-нибудь на память: поделки, рисунки, одежду, плакаты, предметы быта, вёсла и другое. Всё подписано. Висит даже люстра!

От нашей группы Дима оставил поделку. Распилил из берёзы круг, на котором оставил о нашей группе запись и приколотил к бревну бани.

Дети плескались в реке. Кто желал нырять в воду с камня в обязательном порядке одевали каски и спасательные жилеты. Загорали, играли в волейбол через сетку с соседями.

Наконец-то смогли высушить палатки и вещи.

У нас был настоящий курорт, несмотря на то, что появились комары. Иногда донимали овода. А ещё из лесу выбегали бурундуки в поисках чем-нибудь полакомиться.

Весь берег, где мы остановились, был устлан чабрецом! Так что мы даже сделали запасы домой.

Вечером все ходили париться в баньку и купаться в горной реке Туюн. Крики радости и восторга доносились с реки! Кстати, у реки, как спускаешься с бани, бьёт ключ! Вода очень вкусная!

Счастливые и довольные мы сидели вечером у костра, общались, играли в «Кости», «Контакт». Нам всегда было весело и хорошо. А ночью на небе мы увидели много звёзд и решили сделать свои звёздочки. Оксана предложила зажечь фонарики во всех палатках. Получилось очень красиво!

26 июля. Сегодня у нас днёвка. Мы встали позже обычного. Выспались. Было два завтрака! Первый завтрак - оладушки, которые испекла Оксана, чай, кофе. Второй по меню.

Погода переменчивая: то солнечно, то пасмурно.

После завтрака наши мужчины и мальчики пошли ремонтировать настил в бане, заготавливать дрова.

Остальные занимались своими делами. Плескались в реке, заготавливали свежие берёзовые веники, собирали чабрец, готовили кушать, читали журнал «Грань», фотографировали красоты тайги.

Бурундуки осмелели и начали бегать между палаток, по тропинкам не опасаясь туристов, подбегали к столу. Мы гонялись за ними, чтобы сфотографировать.

В этот день уплыли туристы со Спасска Дальнего и приплыли туристы из Хабаровска – знакомые нашего руководителя и некоторых других членов группы.

Ближе к вечеру играли в волейбол. Сначале детская команда, потом - взрослые. После игры пошли париться в баньку и окунаться в горную реку Туюн. Вода стала холоднее.

27 июля. Пятый день сплава. Ранним утром по речке стелился туман. Было зябко. Но это не мешало особо смелым искупаться. После завтрака мы отчалили. Проплыли слияние рек Талибджан и Туюн, чуть ниже порога Талибджан и места нашей стоянки.

Берега с огромными гладкими валунами начали сменяться скалистыми камнями. Река подходила прямо к подножию сопок. В этот день мы видели уток, бакланов, ястребов, с криками высоко парящих над сопками в поисках пищи. Через некоторое время мы заплыли в грот, располагающийся в сопке. В этом гроте на камнях рос мох и висела тончайшая паутина с капельками воды. На этой сопке возвышалось нагромождение камней, частично заросшее растительностью. Эти камни напоминали идолов с острова Пасхи! Они будто смотрели на противоположный берег.

Напротив грота неплохое на первый взгляд место для стоянки, про которое Валера рассказал душераздирающую историю. Однажды ночью он вышел из палатки и увидел на берегу троих в чёрных мантиях с косами, смотрящих вдаль на реку. Сильно испугавшись, поспешил вернуться в палатку. Позже узнал, что однажды в том месте в зимовье умер охотник и долго пролежал, пока его нашли. А потом это зимовье сожгли.

Прошли пороги Грот, Памятник. После порога Памятник причалил к берегу и почтили память туриста-водника Евгения Лясковского из Зеи, который погиб на этом пороге в мае 1991 года разбившись о камень. Его байдарку сломало пополам, и он не смог выбраться. На этом берегу было так много дикого лука, что мы сразу почувствовали запах. По пути нам встречались красивые маленькие водопады. Мы видели последствия схода сели на сопке. Это целая дорога от самого верха до реки из земли и камней с поваленными уже старыми деревьями. Проплывали землянку охотников.

Ниже по течению реки нам предстояло пройти самый сложный порог нашего сплава – порог Связист. Он состоит из двух ступеней. Самая сложная была первая ступень. Река сужалась и текла под самой сопкой, течение реки усиливалось, вода бурлила. Проходя первую ступень, мы попали в бочку! Вот это адреналин! Мы падали с большого вала вниз, а потом будто взлетали на верх! На этом пороге сила удара рафта с волнами была такая, что дети слетали в судно! Но быстро возвращались в ряды и продолжали грести!

Все мокрые и невероятно счастливые, полные впечатлений мы причалили сразу после порога на огромные камни, которые создавали специфический ландшафт. Говорят, при большой воде по ним течёт река!

Просушили вещи, пообедали, отдохнули. Устроили фотосессию. Дети играли. Самому младшему участнику сплава Коле (8,5 лет) впечатлений видимо было недостаточно. Пытаясь выловить палку из реки, он поскользнулся и упал в реку! Мгновенно вынырнув, вскарабкался на камень и виноватый пошёл к маме. Часть группы вместе с руководителем видели этот момент и уже готовы были к спасательной операции. Но инстинкт самосохранения и тренировки в бассейне помогли Коле быстро среагировать на ситуацию и самостоятельно выбраться на камень. Никогда не нарушайте правил безопасности!

Больше экстремальных ситуаций в походе не возникало. Река стала спокойней. Впереди были небольшие шевера и перекаты. Однако неожиданные эмоции не закончились. После притока реки Аргума в районе «песчанки» мы вдруг увидели на берегу небольшого медведя! Наш инструктор Вова сразу начал кричать, чтобы спугнуть медведя. Ведь за короткое время медведь мог достичь судно и порвать его. Поэтому мы не успели сфотографировать мишку. Валера говорит, что много раз сплавлялся по реке Туюн, но медведя видит в первый раз! Хорошо, что мы не встали на ночлег чуть выше места встречи с мишкой.

Проплыв ещё около часа позже обычного, мы наконец-то нашли небольшое песчаный берег для ночлега и причалили в 17:40. Было совершенно всё равно, что склон сильно покатистый. Мы слишком устали, чтобы быть привередливыми. На берегу каждый нашёл себе скромный пятачок, и мы плотненько поставили палатки. Вечер был солнечным, однако вдали были видны грозовые тучи. Дети немного поплескались в реке, гуляли по берегу и вели свои беседы, сложили высокие старые деревья в форме чума для пионерского костра, желающие катались на каяке (рядом с берегом не было течения), мужчины устанавливали мотор на катамаран, так как нам предстояло проплыть около 20 км без течения.

Это была крайняя ночёвка в лесу. Всем было грустно, что наш сплав подходит к концу и нам придётся расставаться. Совершенно не хотелось возвращаться в город. Даже дети хотели бы ещё остаться. Вечером, когда готовили ужин, надвигалась гроза. Были свинцовые тучи, отдалённо слышался гром. После ужина при свете фонаря Валера и инструкторы обучали всех желающих вязать узлы. Вдруг, неожиданно, что-то чёрное и большое полетело, как нам показалось, низко над берегом от реки в сторону леса. Детвора

всей гурьбой мгновенно помчались изучать, кто бы это мог быть. Но не успели. Сделали предположения, что это была летучая мышь.

Когда совсем стемнело, мы разожгли пионерский костёр! Он был огромный! Жар костра можно было почувствовать издали. В небо летело множество искр! Будто красные звёздочки устремились в чёрное, как бездна, небо! Мы водили хоровод возле костра и фотографировались. А когда конструкция обрушилась мы стали бросать палочки в костёр со словами «Пусть всё плохое сгорит в этом костре!».Неожиданно для всех послышалась музыка, издаваемая варганом! Это играл Валера! Было бесподобное ощущение! Ночь, костёр, друзья и музыка, будто издаваемая самой природой. Казалось, мы попали далеко на Север. В древности варган считался священным инструментом. Возможно поэтому появилось ощущение погружение в природу, некой медитации. После Валеры своё мастерство игры на варгане продемонстрировал Слава.

Это был волшебный вечер! Но было пора ложиться спать. Как только мы улеглись в палатки, загремел гром и полил сильный дождь! Дождь был такой силы, что я начала переживать о целостности тента палатки. Удивительно, а ведь природа нам позволила чудесно провести крайний совместный вечер…

28 июля. Шестой день сплава. Утром был густой туман, обволакивающий все сопки. Он быстро поднимался. Начало появляться солнце. После завтрака сняли лагерь и отчалили. Река текла между сопок, как бы огибая их. За каждым поворотом мы видели неповторимые пейзажи, которые хотелось запомнить на всю жизнь! Даже самый лучший фотоаппарат не передаст той красоты, запаха, шума реки, что получаешь в реальности! Глядя вперёд, стало явно заметно, как река течёт вниз. Обернувшись назад, мы наблюдали как сопки возвышаются одна над другой, и река уходит как бы на верх. И ты понимаешь, что ты частичка на огромной круглой планете Земля!

Были небольшие шеверы. Прошли ещё один красивый порог. Правда названия пока нет, а может мы просто не знаем. Может быть назвать его порог Победа? Ведь на реке Туюн он последний из всех порогов. И если ты оказался в этом месте, значит ты победил все свои страхи, прошёл серьёзные испытания и справился с трудностями!

За порогом не было больше ни перекатов, ни шевер. Началась часть реки порядка 10 км стоячей воды (часть Бурейского водохранилища). Как здорово, что у нас был мотор! Все судна связали в один большой корабль. Посередине катамаран с мотором. Погода портилась. Периодически накрапывал дождь. Вставать на обед было негде. Крутые берега из сопок, поваленные деревья. Валера распорядился о выдаче перекуса.

Владимир нарезал всем большие бутерброды с полукопчёным сервелатом и сыром, раздал орешки арахис, финики, казинаки! Прошло немного времени, как начался сильный дождь. Он всё усиливался и усиливался. Мы плыли уже почти в слепую! К моменту выхода в водохранилище дождь полил такой силой, что вокруг всё стало белым и мы могли увидеть только друг друга. Дул сильный ветер. Все очень замёрзли. Валера скомандовал причалить.

Берег был рыхлым. Под мхом топкая грязь. Наступишь у реки и сильно провалишься. С трудом причалили, достали тенты и укрылись. Дети аж дрожали от холода. Наконец дождь прекратился. Мужчины немного поднялись по берегу и увидели за поваленными деревьями змей. Запретили остальным двигаться на верх.

Впереди открылись просторы Бурейского водохранилища! Повсюду были грозовые тучи. В распадках сопок лил дождь. Надо было торопиться переправиться на другой берег, где расположен посёлок Чекунда.

Вода в водохранилище тёплая, так как стоячая. Даже как-то неприятно после горной реки. Посреди водохранилища мы увидели макушку зелёного дерева, уверенно стоящего вертикально! По всей видимости перед тем, как затопить для гидроэлектростанции красивейшие места, где текла горная река Бурея, никто не очищал сопки от леса...

Вот уже вдалеке видны дома посёлка Чекунда... Что произойдёт быстрее: мы доплывём до берега или очередной ливень догонит нас? Вышло второе. Как было неприятно опять мокнуть, да ещё с ветром. Бедные ребятишки. Они очень замёрзли.

Где-то с середины водохранилища началась небольшая волна. Прямо как на море!

Берег в районе п. Чекунда, после сооружения Бурейской плотины и создания водохранилища, стал очень некрасивый - высокий, весь в поваленных старых деревьях. Подплыть к берегу сложно. Брёвна торчат из воды. Валера говорит, что при большой воде берег не такой высокий и проще выгружаться. Но нам предстояло преодолеть последнее испытание. Вова измерил веслом глубину и решил спрыгнуть с рафта. Глубина оказалась больше, чем он ожидал. До груди! С трудом под дождём мы причалили. Валера скомандовал всем взять по веслу, чтобы опираться и не упасть, когда будем подниматься по скользким брёвнам на верх.

Взобравшись на верх, женщины и дети укрылись под тентом. Мужчины мужественно разгружали судна. Когда дождь стих, женщины пошли на помощь. Было очень трудно поднимать на высокий берег по скользким брёвнам тяжёлый груз. Дождь прекратился и к нам на помощь поспешили дети. Они дружно, уже на верху, перетаскивали груз ближе к дороге. Появилось солнце, тучи разошлись. И мы увидели в других красках просторы Бурейского водохранилища! Теперь можно переодеться в последнюю оставшуюся сухой одежду. За нами приехала грузовая машина с открытым кузовом. Мы погрузились и поехали на станцию Эльга, где купили покушать, так как ужин уже готовить было негде. Вдогонку за нами, как в старые добрые времена, бежали местные мальчишки.

На станции Эльга мы повстречали пасущихся коз с козлом. Дети их гоняли, а козёл пытался бодать ребят. Мы сушили мокрые тенты от палаток, кушали, общались. Поезд ждали около трёх часов. Поэтому у нас было время для серьёзного обряда – посвящения в туристы-водники! Наша группа торжественно выстроилась перед Валерой и Владимиром. Мы повторяли клятву за руководителем. Затем подходили и сообщали сколько раз сплавлялись, были ли нарушения на воде. Таким образом подсчитывалось количество шлепков веслом по попе, которые мы получали от инструктора Владимира. Однако, если вас намеренно скинули за борт, то можно вычесть один шлепок! Так что, берегите свои попы, - своевременно пройдите обряд посвящения в туристы-водники и соблюдайте правила. После, Валера торжественно вручил каждому фирменный значок Центра "Грань" и жал руку. В конце церемонии на небе появилась радуга! Природа будто поздравляла нас с успешным сплавом и посвящением! Был красивый закат. Солнце окрасило облака в нежно розовый цвет.

К 21:00 мы перенесли вещи ближе к путям и ожидали поезд, который прибыл в 21:19. Очень оперативно и дружно, меньше чем за три минуты, что длилась стоянка, мы загрузились в вагон поезда. Вагон был отличный: чистый, светлый, уютный. Расположившись, мы поужинали. Было непривычно кушать за разными столами. Ведь мы очень сдружились и привыкли кушать вместе. Никто не хотел расставаться. Но наступила пора ложиться спать. В вагоне выключили свет.

29 июля. Окончание нашего похода. Выспавшись, наша группа дружно позавтракала и глядя в окна ожидали прибытия в Хабаровск. Было солнечное утро. Начали прощаться и договариваться о встрече в офисе Центра "Грань", чтобы попить чай, обменяться фото и видео материалами, сдать снаряжение. В 10:20 наш поезд прибыл на ж/д вокзал города Хабаровск. Наше путешествие закончилось.

P.S. Впечатления.

Валерий Самохин

- Группа очень хорошая, послушные дети. Скажешь им в порог, плывут, помогали на берегу. Все хорошо гребли. С такой группой готов пойти в другие походы.

Вячеслав Самохин

- Группа отличная, весёлая, самая лучшая. Очень понравился сплав, хотя на реке Туюн уже четвёртый раз.

Дети

- Сплав очень понравился! Большие волны, которые накрывали с головой. Очень понравился порог Связист. Здорово было нырять с камня, купаться в реке, париться в бане. Очень вкусно готовили.

Оксана Тихонова

- Сплав отличный, понравилось всё: организация сплава, группа, пороги и шеверы, баня, впечатлил выход на Бурейское водохранилище. Теперь чабрец у меня будет ассоциироваться с Туюном. Когда я буду пить чай с чабрецом, буду вспоминать сплав по реке Туюн и нашу дружную группу.

Татьяна Артюшкина

- Сплав очень понравился, приятная дружная компания, грамотные и опытные руководитель и инструктора, интересная река.

Елена Клюева

- Я много путешествовала и сплавлялась по горным рекам со своими родителями будучи ребёнком в Охотском районе. Переехав в Хабаровск, много лет я нигде не путешествовала, как раньше. В этом году я познакомилась с удивительными людьми из центра "Грань". Это уже второй сплав этим летом. Я получила много впечатлений и положительных эмоций, заряд бодрости и здоровья. Сплав был чётко организован от начала до конца. Строгое соблюдения техники безопасности. Сплавляясь по серьёзной реке третьей категории сложности, я чувствовала себя в безопасности, потому что доверяла нашему руководителю Валерию. Мы преодолевали успешно один порог за другим, сталкиваясь с силой воды, которая нас накрывала порой с головой. Получили опыт сплава в спасательных жилетах, на каяке, научились вязать узлы. Наша группа была очень дружной и весёлой, было много детей. Дети научились мыть посуду песочком. А если нужна мочалка, брали мох или травку. Все очень вкусно готовили. Было приятно умываться холодной, бодрящей горной водой, купаться в реке. Много здоровья получили, парясь в баньке. Как нигде насмотрелись бурундуков. Впечатляет своими масштабами Бурейское водохранилище. Если бы мне сказали, что завтра вновь идти на сплав, я бы с радостью согласилась. Для меня и моих детей этот отдых оказался лучше отдыха на Японском море!

Елена Клюева, турист-водник

Фото: Татьяна Артюшкина, Елена Клюева, Дмитрий Гараньков, Жанна Аношина, Валерий Самохин