Камчатка 2020. Часть 2, высокогорная.

Обновлено: 19 мар. 2021 г.

А у нас вторая часть замечательного путешествия по Камчатке! Татьяна Черноус рассказывает о себе и о своем путешествии:

- Бродяжий дух, разбуженный когда-то в т/к "Сплав", не дает сидеть на месте и направляет преимущественно вперед и вверх :) Увлечение дайвингом, переросшее в зависимость, вынуждает утверждать, что лучше гор может быть только море :)

Точно знаю- хорошо там, где мы есть.

...

Наш маршрут пролегал преимущественно на высоте больше тысячи метров, так что всеми прелестями и сложностями высокогорья смогли насладиться в полной мере :)

Великолепные виды - это главная прелесть, перед которой меркнут все сложности :)

Еще одна прелесть - отсутствие комаров. Со знаменитыми камчатскими комарами, которые уносят палатки вместе с туристами, мы так и не встретились, хотя встречи ждали и тщательно готовились. За почти три недели израсходовали на троих самый маленький баллончик репеллента, москитные сетки надевали пару-тройку раз.

Главная сложность - скоропортящаяся погода - тоже практически нас миновала: за время похода дожди были дважды, но зато такие, что нос из палатки не высунешь :) Оба раза приходилось просто фиксироваться на месте и сутки пережидать. Резкое понижение температуры, дождь на грани снега, штормовой ветер, дуги палатки практически у лица, и в это время голос дежурного у входа: "Вам чай подавать с сахаром или без?" :)

Мы в Приморье давно живем, не привязываясь к прогнозу, руководствуясь лишь одним: нет плохой погоды, есть плохая одежда. На Камчатке хорошая одежда - это пуховик + дождевик, ибо лето там короткое, но малоснежное :)

Как определить сезон на Камчатке? Если пуховик застегнут - зима, если расстегнут - лето :) Кроме шуток - солнце печет и жарит, но стоит облаку его закрыть, сразу тянешься за курточкой)

Пара лайфхаков о том, как организовать правильную погоду. Налетающую хмарь нужно просто вовремя сдуть - раз, и взять Кутха в долю - два :)

1. Восхождение на Толбачик.

Гвоздем Толбачинского кольца является, конечно же, восхождение на Плоский Толбачик (3085 м), подъем на стоящий рядом Острый Толбачик (3682 м) уже категорийный и требует альп.снаряжения.

Оба Толбачика любят развлечься - то укутаются в туман, то нахлобучат облако на вершину или вообще занавесятся от всех густой облачностью. И только утром часов до 11 они ведут себя прилично - с интересом взирают на мир и дают миру посмотреть на себя.

Чтобы увеличить шанс увидеть вершину ничем не замутненной, протрубили подъем в 3.00, вышли в 4.00. Здесь, кстати, очень длинный световой день - к 4.00 уже светает, в 22.00 еще не темно.

Путь наверх идет, в основном, по шлаку и снежникам.

Подъем на вершину вполне гуманный, хоть и протяженный, но признаки горной болезни, тем не менее, проявились у троих: у одного разболелась голова, двоих подташнивало.

Весь путь 24 км, набор высоты 1800 м, 6 часов наверх, 5 часов вниз.

Быть выше облаков - так круто! :)

Вершина Плоского Толбачика представляет собой полностью заполненную льдом и продуктами извержений кальдеру и имеет вид плато. В западной части находится неглубокая (метров 400) кальдера-впадина диаметром 1,8 км.

Постояли на краю этого кратера, понаблюдали камнепад, сопровождающийся гулом и грохотом.

Спускаться вниз было уже веселее, отказать себе в удовольствии съехать по снегу на хобах девчонки не смогли :)

Днем снежники тают, ручьи становятся полноводнее и журчат веселее, водопадики появляются:

С водой на протяжении всего маршрута проблем не было - в минимально необходимых количествах всегда ее находили даже там, где по описаниям ее быть не должно)

Обратный путь никак не заканчивался, ноги недоумевали - а что, собственно, происходит, и все пытались отказаться идти. Мы им в ответ демонстрировали железную волю и скрытые резервы, но... не всегда))

Живописно завалившись у тропы на солнышке, мы стали фотообъектом у проходящих мимо групп :) Кстати, по пути на вершину не встретили никого, были там единственными, и первые поднимающиеся были замечены уже на половине обратного пути. Долго спит народ) Толбачик своему режиму не изменяет и любящим поспать из всего своего великолепия демонстрирует только великолепный туман.

2. Перевал Толуд.

Но сначала - стоянка "Толуд" и домик вулканологов, который располагается в месте слияния трёх ручьёв, в непосредственной близости от вулкана Большая Удина.

Большая Удина несколько дней была украшением окружавших нас пейзажей:

А Толбачик занавесился :)

Спустились в зону альпийских лугов и стланника - ольхового и кедрового:

Иван-чай расцвечивает палитру ярко-розовым:

Перевал Толуд соединяет склоны Плоского Толбачика с юго-восточной стороны и склоны Большой Удины с западной. Высота 1330 метров в верхней точке. "Всего-то 1330 м, - подумали мы с Наташей, окинув взглядом широкую долину, очень-очень плавно уходящую вверх. - Ерунда, и устать не успеем".

Здесь мы с Наташей уже так не думаем))

Сам перевал несложный, но почти отсутствие набора высоты так лихо компенсируется постоянным форсированием оврагов и старых русел, что очень скоро путь к перевалу стал казаться бесконечным :) Еще и погода испортилась.

Периодически перевал становился абсолютно и совершенно непроходимым. Группа просто падала и лежала без движения. Хотя губы и язык шевелились очень интенсивно))

Место повышенной непроходимости:

К концу дня уже по дождю поставили лагерь под Толбачинским перевалом и штормовали там сутки. Когда к вечеру следующего дня прояснилось, выползли из палаток и... ахнули. Выпавший снег сделал склоны вулканов ослепительно белыми!

Побежали сушиться, фотографировать и фотографироваться :)

3. Толбачинский перевал.

Перевал Толбачинский (1504 метра) образован двумя соседними вулканами - Толбачик и Сопка Овальная Зимина. С перевала открываются красивые виды на лежащие неподалеку массивы вулканов Безымянный и Камень, на кратеры Марс и Юпитер и Марсово поле. Здесь же мы впервые увидели Ключевскую Сопку.

Кратер Юпитер:

Сопка Овальная Зимина:

Слева - Ключевская Сопка, справа - Безымянный:

Утренний кофе в компании вулканов :)

Неподалеку есть объект, который охраняется ЮНЕСКО как всемирный памятник природного наследия. Называется он гора Поленница:

4. Каньон р.Студеной

От стоянки "Марсово поле" к каньону можно идти по тропе, которая почти дорога, но долго. А можно - через само Марсово поле нарямую, по вулканическим буеракам. Но коротко. По дороге мы и дома походим, ясно море, пошли по буеракам :)

Каньон, вообще-то, должен быть описан в инопланетной части, ибо - космической красоты место:

Потоки воды, спускающиеся с горных снежников, промыли себе путь сквозь вулканические породы. И путь этот вот такой вышины, вот такой ширины:

В первой половине дня русло практически сухое и в него можно спуститься, а когда снег подтаивает на солнце, русло заполняется, и сухой каньон превращается в бурлящую реку за считанные минуты. Мы, как постоянно помнящие о том, кому в итоге Бог дает, оказались в каньоне вовремя:

5. Поляна Эдельвейсов.

Поляна Эдельвейсов - это не просто поляна эдельвейсов, это ботанический памятник природы "Поляна эдельвейсов в верховьях реки Студеной". Красивейшее место с потрясающими видами!

Эдельвейсы растут, да, полянами :)

Кто-то в этих эдельвейсах спрятался:

6. Небольшой перевальчик от "Поляны Эдельвейсов" до стоянки "Столик"

Лежим вот на том самом перевальчике:

"Я никогда не стоял, когда можно было сидеть, и никогда не сидел, когда можно было лежать". (Уинстон Черчилль) Разбирая фото, вижу, насколько мы солидарны с Черчиллем:

На вершине перевала нас ждал сюрприз, даже два: озеро и град:

Вокруг светит солнце, а над озером локальная черная тучка, из которой сыпятся горошины :)

7. Вилючинский перевал.

Вилючинский перевал - до странности приятный, ибо на него мы заехали на машине по пути к Малой Долине Гейзеров. Это было, безусловно, приятно. Но очень странно.

Мутновский вулкан намеренно из высокогорной части исключаю. О нем будет рассказ в следующей, отдельной, части :)