Камчатка 2020. Часть 4, евражье-медвежья

Автор: Татьяна Черноусова

...

В каждом прочитанном отчете по Камчатке обязательно упоминались евражки, они же берингийские суслики, они же арктические белки. Мы с нетерпением ждали встречи с ними, и случилась она на стоянке "Клешня". Увидев первого, побросали рюкзаки, схватили фотоаппараты:

Потом увидели второго... третьего... десятого :) Ну, тогда уж каждый выбрал себе по суслику и пошел знакомиться :)

Какой на тебя смотрит, тот и твой :)

Евражки селятся колониями до нескольких десятков особей, живут в норах. Если вы видите, что склоны холмов все в дырках, т.е. норках, то это - они, евражки. Из этих дырок-норок обязательно будет торчать сколько-нибудь любопытных морд)

Морды эти умилительны до крайности. А какие лапки у этих лапочек! А коготочки! А хвостики какие!! ААА!!! Ну нельзя же быть таким до невозможности хорошеньким!))

Евражки потому так хорошо выглядят, что просто высыпаются - спят 8 месяцев в году :).

В местах стоянок туристов евражки к людям привыкли, берут еду из рук, и, уверенные в силе своего обаяния-очарования, беззастенчиво этой силой пользуются. Свою пайку орехов мы делили с евражками регулярно :)

Пришли на Толуд, под навесом сбросили рюкзаки, стоим возле них, копаемся - вещи достаем и т.д. Евражки тут же набежали, снуют под ногами, ждут вкусненького, а нам некогда. Тогда один самый нетерпеливый просто подошел к Володе и подергал его за штанину))

Ой, всё! (с) Евражка обиделся:

Если бы с нами поехала Даша, в семье стало бы на одного домашнего питомца больше, ей-ей :)

Впадая в экстаз умиления, нужно, тем не менее, помнить три правила:

1. Сусликов категорически нельзя кормить сухарями, печеньем и т.п. - в норке все это покрывается плесенью, заражая другие запасы, и животные гибнут.

2. Эти утипутечки - все-таки грызуны и разносчики всякой пакости, так что контачить с ними чревато. Делайте это хотя бы в перчатках.

3. Толстые суслики перестают влазить в норки. Не лишайте сусликов жилья :)

Теперь про медведей. Медведи на Камчатке не просто есть, это их край, они там не гости - хозяева. Игнорировать этот факт туристам нельзя, и мы изо всех сил не игнорировали - прочли все, что можно, про медвежьи привычки, послушали людей, которые знают, о чем говорят, вооружились травматом со свето-шумовыми патронами - 6 шт., фальшфейерами - 2 шт., сигналом охотника с шумовыми патронами - 6 шт., перцовым баллончиком - 1 шт. Отрепетировали антимедвежью песню, ею единогласно была назначена "По долинам и по взгорьям". Договорились, что идем группой, "вооруженные" мальчики по краям, девочки в середине. Периодически к нам в палатку стучался "учебный медведь", проверяя нашу готовность к встрече))

И встреча произошла. И была она настолько эпической, что о ней нельзя не рассказать.

Перевал Толуд - самый муторный и тяжелый переход, те самые овражки и буеражки. Дело к вечеру, идем, уже уставшие порядком. Портится погода, начинается дождь.

Вадик усайгачил вперед, бросил рюкзак, и, пока мы потихоньку брели, бегал по округе, искал воду и место для лагеря. Безуспешно, ибо снежники где-то ближе к Толбачинскому перевалу, так что одновариантно - нужно дотопать туда, и уже там ставить палатки.

Мы прошли мимо Вадиного рюкзака, Вадик увидел нас, мы - его (метрах в 100-х), он махнул нам рукой - мол, идите дальше, догоню. Мы пошли, и от той точки прошли еще где-то км 3. А он все не догоняет и не догоняет...

Рельеф там, надо сказать, как на Марсовом Поле - вулканические породы, застывшие в какие-то невероятные формы, в которых можно разглядеть все, что угодно - и троллей, и драконов, в общем - на что фантазии хватит). Вот возле какого-то такого приметного камня Вадик и оставил рюкзак. Вернулся - рюкзака нет. А чуть дальше такой же приметный камень. А еще дальше - еще один. Точнее, вообще не один... И бегал он, от тролля к троллю, судорожно искал рюкзак и не находил.

Мало того, что куча изваяний этих стоит, так и рельеф еще такой ...рельефный, пригорки и впадины сильно ограничивают видимость. И долина сама широченная. Иду, волнуюсь - как же он нас найдет, как поймет, что мы ушли влево, а не вправо... А он по-прежнему не догоняет.

Мы дошли до ручья, нашли место стоянки, поставили две палатки. Вадика нет. Тут начал наползать туман, я от беспокойства утратила способность внятно говорить и думать. Володя с Денисом велели нам оставаться в лагере и ушли на поиски Вадика.

Мне не повезло - холод и ветер не дали оцепенеть в беспокойстве, как следует на нем сосредоточившись, и даже в панику впасть не получилось - некогда было, обязанности дежурного заставили организовывать хлеб насущный для всей группы в тяжелых погодных условиях. Помешивая супчик, поднимаю глаза и обмираю - медведи. Два больших медведя бегут по противоположному берегу ручья.

Наш лагерь, ручей и тот самый склон на противоположном берегу. Метрах в 300-х от нас :)

(16)

"Девочки, медведи!" - говорю.

И вот стоим мы вчетвером и смотрим на этих двух. Они бегут, нас не видят, хотя местность полностью открытая. И, кстати, бегут они оттуда, куда ушли ребята.

Наташа (спокойно и деловито): Так... Что мы можем? У кого "Оса"?

Мы: (не просто неспокойно, а прям даже очень офигевше): У Вадика.

Наташа: У кого фальшфейеры?

Мы: Один у Вовы, второй у Дениса.

Наташа: У кого сигнал охотника?

Мы: У Вовы.

Наташа: У кого баллончик?

Мы: У Вадика.

Наташа (еще спокойней и еще деловитей): Так... Мы ничего не можем.

Медведи перестают бежать, останавливаются, смотрят в нашу сторону...

Продолжение в следующей серии))

Следующая серия.

Чегой-то мы ничего не можем - у нас же есть посуда и антимедвежья песня! Схватили миски и ложки, выстроились в ряд. Я увидела лица девчонок, готовых медведя на скаку остановить, прыснула от смеха и побежала за фотоаппаратом. Вот если у тебя есть внутренний настрой на победу, тебя и с тарелкой можно начинать бояться))

Зрение у медведей не очень, зато нюх хоть куда. Мы нечаянно оказались с подветренной стороны, и мишки наше присутствие никак не обнаружили. Они спокойно гуляли, паслись... Один подошел к ручью, попил воду. Второй лопал голубику. Мы было приготовились поднять шум, потом поняли, что они на нас никак не реагируют и решили не привлекать внимание. "Так. Раз мы ничего не можем, идем чистить грибы!" - как лучший в мире гуру антистресса, Наташа знает, что в экстремальной ситуации главное - занять людей)) Так мы и чистили грибы с видом на пасущихся медведей, когда пришли парни. Все трое. С рюкзаком :)

Мы (спокойно и деловито): Там медведи.

Они (вообще даже очень офигевше): Да ладно...

Мы (позевывая): Да медведи - и медведи, мы с ними уже два часа тут живем.

А потом началась такая непогодь, что всем стало не до медведей. Это была та самая ночь, когда мы желали только одного - чтоб выдержали дуги палатки, медведи в рейтинге забот отошли на последнее место)

На следующий день выползли из палаток - медведи гуляют там же, где и вчера. Так мы с ними сутки и прожили :)

Мишек потом видели неоднократно, в общей сложности их было 7-8, все они вели себя так же, как и первые два - мы их не интересовали в принципе). Самое близкое расстояние - метров 200. Они очень красивые, огромные; шерсть, как будто их купали с кондиционером - блестящая, гладкая, струится прям :) На увальней не похожи, движутся очень грациозно. И еще - медведи на Камчатке воспитанные :) Во всяком случае, не испорченные людьми медведи.

Здесь так же, как и с сусликами, есть три правила:

1. Медведей категорически НЕЛЬЗЯ ПРИКАРМЛИВАТЬ!

2. Медведей нельзя провоцировать.

3. Никаких остатков пищи не бросать, все - в костер или уносить с собой.

На Поляне Эдельвейсов гулял старый матерый медведь, совсем недалеко и абсолютно спокойно) Причем гулял как раз на тропе, по которой мы шли. Остановились, попросили у него разрешения. Подождали, когда освободит тропу. Пока ждали, пофотались на фоне мишки :)

Еще один занятный камчатский персонаж - это тарбаган, или черношапочный сурок, или мармот:

Они евражек раза в три крупнее, раза в три ленивее и самодовольнее. Сидят у нор, вроде как тебя не замечая, подпускают близко, ждут до последнего, а потом в секунду - юрк! и в норку :)

Суслики очень внимательные и осторожные животные. Вот встанут они во весь рост и смотрят: не ползет ли змея... не крадется ли волк... не летит ли в небе орел...))

Из живности в объектив попала еще вот эта птичка на лавовом поле: